
Главная » 2015 Март 5 » Жизнь и творчество А. С. Пушкина для 8 класса
20:24 Жизнь и творчество А. С. Пушкина для 8 класса | |
Образовательная программа «Успех» (Авторы: Н. О. Березина, .А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.) .
Возрастная группа: Подготовительная Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: 1. Познавательно-коммуникативная деятельность 2. Литературно-познавательная деятельность 3. Литературно-коммуникативная деятельность 4. Коммуникативно-игровая деятельность Интегрированная форма: Информационный проект Содержание деятельности детей: (Дидактические единицы) - Великий поэт: Александр Сергеевич Пушкин; - Место рождения: страна Россия, город Москва; - Няня: Арина Родионовна; - Детство; - Творчество: стихи, поэмы, повести, роман, сказки; - Сказки: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». - Стихи: «Унылая пора! Очей очарованье! », «Уж небо осенью дышало… », «И с каждой осенью я расцветаю вновь… » Задание для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения) : Задание 1: Прослушать краткие биографические данные и ответить на вопросы. Способы предъявления задания: словесный - рассказ Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - ответ Задание 2: Узнать и назвать сказку по отрывку. Способы предъявления задания: словесный - чтение Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - ответ Задание 3: Составить краткое содержание сказки; сформулировать главную мысль произведения. Способы предъявления задания: словесный - чтение Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - ответ Задание 4. Прочитать выразительно стихотворение. Способы предъявления задания: словесный - образец Способ презентации результатов выполнения задания: словесный - чтение Интеграция задач ОО. 1. ОО «Коммуникация» Задачи ОО: (К1+П4) Упражнять детей выстраивать диалогическое взаимодействие с взрослым и сверстниками в ходе беседы о жизни и творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина. 2. ОО «Коммуникация» Задачи ОО: (К2+ЧХЛ2) Формировать и развивать у детей средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию во время чтения стихов наизусть. 3. ОО «Коммуникация» Задачи ОО: (К2+ЧХЛ2) Упражнять детей в умении составлять короткий повествовательный рассказ по содержанию сказки, выделять её главную мысль. ОО «Познание» Задачи ОО: (П2+ ЧХЛ1) 4. Поддерживать у детей интерес к литературе, к истории своей Родины, воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. ОО «Социализация» Задачи ОО: (С3+П4) 5. Воспитывать в детях патриотические и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта) . ОО «Социализация» Задачи ОО: (С2+ЧХЛ1) 6. Развивать у детей интерес к совместной со сверстниками деятельности в ходе составления краткого рассказа по содержанию сказки. ОО «Чтение художественной литературы» Задачи ОО: (ЧХЛ1+ С1) 7. Развивать у детей умение узнавать произведения А. С. Пушкина по отрывкам из сказок в ходе дидактической игры. Материалы и оборудование. 1. Стимульный материал: - Письмо, пришедшее по почте от Незнайки с портретом А. С. Пушкина (просьба рассказать кто это? и почему его называют «Великим человеком России») 2. Материалы для деятельности детей: материалы для представления заданий и результатов деятельности: - магнитная доска материальные средства для деятельности детей: - аудиозапись (музыкальное произведение) ; - стихи; - мяч; - украшенная коробочка; - отрывки из сказок; - конверт с письмом. 3. Дидактический материал: - портреты: А. С. Пушкина, Арины Родионовны, жены поэта; (приложение 1) - репродукции картин художников; (приложение 2) - иллюстрации сказок; (приложение 3) - иллюстрации: «Пушкин читает свои стихи друзьям», памятников А. С. Пушкину, рукописей; (приложение 1) - сборники стихов и поэм. 4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: - магнитофон; - ноутбук; - диктофон. Конструктор совместной деятельности педагога и детей 1 этап: Мотивационно-целевой Деятельность педагога: Демонстрирует письмо, пришедшее по почте, зачитывает его содержание. Предлагает познакомиться с жизнью поэта, вспомнить его произведения, рассказать о них и послать Незнайке звуковое письмо. Деятельность детей Знакомятся с содержанием присланного письма. Обсуждают содержание ответного звукового письма. 2 этап: Содержательно-деятельностный Деятельность педагога: Рассказывает краткие биографические данные А. С. Пушкина. Предлагает рассмотреть портреты, иллюстрации и репродукции картин. Организует обсуждение в ходе беседы. Отвечает на интересующие вопросы. Предлагает поиграть в игру с мячом: объясняет игровые действия, предлагает повторить их; читает отрывок из сказки; бросает мяч ребёнку. Побуждает к оказанию помощи не ответившему ребёнку. Предлагает разделиться на пары. Организует следующую игру: знакомит с игровыми действиями; предлагает повторить их; даёт образец рассказа. Осуществляет контроль и помощь во время составления рассказов. Побуждает к оказанию помощи во время рассказывания. Предлагает вспомнить и рассказать стихи об осени. Напоминает о выразительности. Читает образец рассказывания. Обеспечивает музыкальный фон чтения стихов. Деятельность детей: Рассматривают портреты, иллюстрации и репродукции картин. Участвуют в обсуждении, задают вопросы. Повторяют игровые действия: ловят мяч, называют название сказки. Оказывают помощь тем, кто затрудняется. Делятся на пары. Повторяют игровые действия, достают картинку, за столами совместно в паре составляют рассказ, выходят к доске, называют сказку, рассказывают краткое содержание, высказывают главную мысль. Оказывают помощь тем, кто затрудняется. Выразительно читают стихи. 3 этап: Оценочно-рефлексивный Деятельность педагога: Организует обсуждение информации для Незнайки. Конкретизирует достижения каждого ребёнка и пары. Подводит к выводу о значении творчества поэта для русской литературы. Делает общий вывод о работе и хвалит детей. Деятельность детей: Обсуждают информацию для письма. Высказываются о затруднениях при выполнении задания. Делают вывод о значении творчества поэта для русской литературы. Благодарят друг друга за оказанную помощь. Методы и приемы: 1. Игровой момент: - Приход по почте письма от Незнайки с просьбой рассказать о «Великом человеке А. С. Пушкине» 2. Беседа «Жизнь и творчество поэта» Рассказ воспитателя: Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года. Русскому языку мальчика учила бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил эти длинные певучие сказки. Он часто просил няню еще и еще повторить их. Садился у ее ног на маленькую скамеечку, а Арина Родионовна брала в руки вязание, и начиналась сказка. Мальчик любил посмеяться, пошуметь, побегать, был очень скор и резок в движениях (воспитатель зачитывает стихи о няне). Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село — это недалеко от Петербурга. Учился он в лицее для мальчиков из знатных дворянских семей. Александр проучился 6 лет, подружился со своими сверстниками: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Здесь Пушкин начал писать свои настоящие стихи. Посмотрите на рисунок: Пушкин читает свои стихи друзьям. После окончания лицея Пушкин писал стихи, поэмы, повести и путешествовал. Красивы и мелодичны стихи Александра Сергеевича о природе. В его произведениях описаны все времена года, но особенно он любил осень (воспитатель зачитывает стихи на тему: «Времена года») . Пушкин умел рисовать и часто свои стихи, поэмы дополнял рисунками пером. (Показ иллюстраций, на которых изображены страницы с рукописями стихотворений) . У Пушкина была большая семья: красавица жена Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто играл с ними, называл их нежно "детушки". Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, из-за чего у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорбления. Поэтому он стрелялся на дуэли — это поединок, в котором человек защищает свою честь. Пушкин был тяжело ранен и умер, но его стихи и он сам не забыты. Его именем названы города, улицы, площади, станции метро. Вы еще много узнаете о нашем великом поэте в школе, а когда станете взрослыми, прочитаете не только его сказки, но и все стихи, повести и романы. Вопросы: - Кто изображён на портрете? - Где родился поэт? - Что писал А. С. Пушкин? - Каким человеком был поэт? - О каком времени года любил писать поэт? - Кто побудил поэта писать сказки? - Что люди назвали в честь А. С. Пушкина? 3. Дидактическая игра с мячом «Вспомни сказку» Отрывки из сказок: - «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах… » - «Долго у моря ждал он ответа, не дождался к старухе воротился… » - «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч… » - «Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб… » - «Тут соседи беспокоить стали старого царя, Страшный вред ему творя… » 4. Дидактическая игра «Сказочный сундучок» Иллюстрации к сказкам: - «Сказка о золотом петушке»; - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; - «Сказка о попе и о работнике его Балде»; - «Сказка о рыбаке и рыбке»; - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Образец рассказа: «В сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» рассказывается о том, как дед жил с бабкой на берегу моря в ветхой землянке и было у них разбитое корыто. Дед ловил рыбу, а бабка пряла пряжу. Дед поймал «золотую рыбку» и отпустил её. Золотая рыбка сказала, что выполнит желания деда за его доброту. Он ничего не просил, а бабка заставила деда просить рыбку: дать им избу, сделать её дворянкой, царицей, владычицей морской. Рыбка сначала выполняла желания, но служить старухе не захотела и оставила её опять у разбитого корыта. Эта сказка учит тому, что много хотеть и просить нельзя, а то ничего не получишь». 5. Уточнение при составлении рассказа: Вопросы: - Кто герои сказки? - Как начинается сказка? - какие события происходили в сказке? - Чем закончилась сказка? - Чему учит эта сказка? 6. Чтение стихов об осени: - «Унылая пора! очей очарованье! »; - «Уж небо осенью дышало… »; - «И с каждой осенью я расцветаю вновь… ». 7. Беседа «Наш рассказ для Незнайки» Вопросы: - О жизни и творчестве, какого великого человека мы сегодня узнали и рассказали? - Где родился А. С. Пушкин? - Почему А. С. Пушкина называют «Великим поэтом России»? - Какие литературные произведения писал А. С. Пушкин? 8. Беседа «Как мы работали»? Вопросы: - Кто сегодня узнал что-то новое о А. С. Пушкине? - Кому было легко выполнить все задания? - Кто испытывал затруднения при выполнении задания? - Почему вам удалось выполнить задание? | |
|
Всего комментариев: 0 | |