
Главная » 2015 Март 4 » Занятие в 10 классе по сказкам А С Пушкина
14:45 Занятие в 10 классе по сказкам А С Пушкина | |
Ход
1. Экспозиция. «У портрета Пушкина». // Выступление подготовленного ученика. «Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке», - вспоминал в 1868 г. друг Пушкина Сергей Александрович Соболевский (1803-1870). Зимой 1826-1827 гг. Пушкин, живя у Соболевского в Москве, ходил позировать к знаменитому московскому портретисту Василию Андреевичу Тропинину (1776-1852). Портрет был закончен весной 1827 г. В майском номере журнала «Московский телеграф» Н. А. Полевой поместил отзыв. Он писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно (т.е. в совершенстве) схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта». По желанию Соболевского Пушкин был изображен в том виде, в каком обычно бывал дома: в нарядном халате красивого коричневого цвета с синей отделкой, в белой сорочке с мягким отложным воротничком, с небрежно повязанным платком, не закрывающим шеи. На большом пальце правой руки, также по желанию Соболевского, был изображен заветный перстень-талисман, подаренный поэту Е. К. Воронцовой. Но домашний костюм и естественная поза не делают портрет обыденным, будничным. При первом же взгляде нас поражает духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Художник осветил почти все лицо, повернутое к нам в три четверти. Мы видим его в целом и можем разглядеть каждую черту. Лицо Пушкина полно жизни и мысли. Большой чистый лоб не закрыт кудрями, откинутыми назад, ноздри как будто приподняты дыханием, губы готовы разомкнуться, большие глаза, полные света, видят что-то, недоступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил. Живописные складки одежды, рассыпавшиеся в беспорядке завитки волос подчеркивают артистичность образа. Все это сообщает портрету особую, ликующую праздничность. Шедевр Тропинина был выставлен впервые для широкого обозрения в 1868 г. в Москве. Да, это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил. 2. – Докажите строчками его стихов. // Чтение учащимися строчек из стихов и сказок А. С. Пушкина. Запись № 1: В. Г. Белинский писал: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирический, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола». 3. – Как складывалось прогрессивное мировоззрение Пушкина, как мужал его поэтический дар? – Эти вопросы будут важными для нас на сегодняшнем уроке. - Первой знаменательной вехой в биографии Пушкина стал Царскосельский Лицей. -Почему же Лицей стал для Пушкина понятием святым, что определили в нем шесть лет (с 1811г. по 1817г.), проведенные на лицейской скамье? // выступление подготовленного ученика. - Вспомните этапы жизни Пушкина до и после Лицея, только самое главное, что тоже повлияло на мировоззрение А. С. Пушкина, его поэтический дар? // рассказы уч-ся о Москве; Пушкин на юге, Пушкин в Михайловском, Пушкин в Болдине в 1830 и 1833 годах, 1834-1837 годы в жизни Пушкина. -Кто что может дополнить? 4. Давайте послушаем еще несколько ярких характеристик А. С. Пушкина, которые давались его современниками и потомками. Пусть они помогут воссоздать в вашем воображении его внешний и духовный облик: Запись № 2: 1) «В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». (Н. В. Гоголь) 2) «Характеристическая черта гения Пушкина – разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной жизни, которые бы прошли мимо него, не вызвав дивных и неподражательных звуков его лиры». (И. И. Пущин) 3) « у нас все ведь от Пушкина. Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности… представлял для того времени … новое слово…» (Ф. М. Достоевский) - Докажите верность данных характеристик, вспомнив те произведения, которые вы читали, знаете? ( Слово уч-ся) // В 26 лет Пушкин напишет трагедию «Борис Годунов» и выступит в качестве судьи над Годуновым – царем и скажет, что народ – движущая сила истории. В 26 лет сумел подняться в понимании проблемы «царь и народ» выше знаменитого историка Карамзина. 5. Заключительное слово учителя: Это имя нам знакомо с детства. Но каждый раз, встречаясь с Пушкиным, мы заново открываем его, Пушкина-человека, Пушкина-поэта. Он станет нашим другом и добрым товарищем, не боящимся царей и презирающим карьеристов-вельмож, внимательным мужем, заботящемся о чести и покое жены до последней минуты жизни. Наконец, вы увидите его просто здоровым, веселым и остроумным, смелым и сильным. Размышляя о Пушкине, вы невольно будете сравнивать с ним себя: «А сделал бы я так? А поступил бы я так же? А что я думаю об этом? Это очень полезные размышления. Это ваше самовоспитание добром и красотой человеческой души. Встречи с Пушкиным-поэтом откроют перед вами тайну его безмерного обаяния. Любое из человеческих чувств – любовь, печаль, гнев, грусть, ощущение приближающейся смерти (вы убедитесь в этом) – он поднимает в своей поэзии до высочайшей точки накала. Вы увидите, как велик Пушкин во всем: и в своих надеждах, и своей любви к людям… А разве не открытием для вас будет встреча с уникальным произведением – романом в стихах «Евгений Онегин»! Прочитав его, вы по достоинству оцените сказанное Белинским: «Это энциклопедия русской жизни» и достоверная, неисчерпаемая, «многотомная», а ведь все уместилось в восьми главах». 6. Запись № 3: Да, есть истина в словах Гоголя: «Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное….» И если ваша душа готова воспринять все это, не опоздайте, спешите читать Пушкина: «Нам нужен Пушкин, нужен, как Россия». 7. Чтение наизусть любимых стихов А.С. Пушкина подготовленными учащимися и учителем («Если жизнь тебя обманет» - моё любимое стихотворение). 8. Домашнее задание: 1) Письменно поразмышляйте над словами Пушкина: «О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой!» ( использовать записи , сделанные на уроке). принести стихи Пушкина о дружбе: (по Маранцману стр. 251-258, вопросы.), повторить ранее изученные стихи по данной теме. Помощь: Книга «Нестандартные уроки по литературе. 9-11 класс». -Волгоград: Учитель-АСТ, 1999. | |
|
Всего комментариев: 0 | |