
Главная » 2015 Март 5 » Викторина по А.С. Пушкину для подростков
13:22 Викторина по А.С. Пушкину для подростков | |
Ход литературной викторины:
Звучит музыка из телепередачи “Приходите в гости к нам… ”, в зал заходят дети, гости. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. Он посвящен сказкам Александра Сергеевича Пушкина - великого, русского поэта. Мы с вами находимся в литературной гостиной. И сейчас мы проведем с вами литературную викторину и узнаем, кто из вас лучше знает сказки русского писателя. За свои знания вы будете получать жетоны, а родители нам помогут подсчитать и определить команду – победителя. Предлагаю разделиться на 2 команды и придумать название команде. Итак, начинаем. А. С. Пушкин создал удивительный мир сказки, который находится далеко-далеко, на острове Буяне. (Cлайд острова) Лежит этот остров посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Там всегда тепло, всегда лето. Потому что на этом острове живет Солнце. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. 1.- Какие сказки Пушкина знаете вы (ответы детей) «Сказка о Царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди », «Сказка о попе и его работнике Балде», «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». 2.- Ай, потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: Есть в ней дива дивные, чуда чудные… - Что за чудо и из какой сказки? Слушайте! - Она там живет ручная, Да кудесница какая! Она песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд… (Белка, сказка о Салтане) - «В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне она его взяла И вопрос свой задала: «Свет мой! Скажи Да всю правду доложи… - Что за чудо она взяла? Узнали, из какой сказки эта злая царица?? (зеркало, «Сказка о мертвой царевне. ») - Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой. Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя … .( 33 богатыря, «Сказка о Салтане… .») - По- нашему она говорила, Домой в море синее просилась, Дорогою ценою откупалась: Откупалась чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее вукуп; Так пустил ее в синее море. - Какое чудо? И кто рассказывает? (золотая рыбка, «Сказка о рыбаке. ») - За морем она есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. (царевна Лебедь, «Сказка о Салтане… .») - Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. 3. Ребята, а не отправиться ли нам в сказочное путешествие, на остров Буян? Но чтобы попасть на этот остров, нам нужен корабль. Ведь не можем мы вплавь перебраться через море. (2 картинки корабля. Корабли разбиты на части : палуба, корма, мачта, парус). А вот и корабли, каждая команда должна себе собрать корабль. - Корабли готовы – поплыли! 4. -А чтобы быстрее приплыть, я буду читать начало строки из сказки Александра Сергеевича Пушкина, а вы будете заканчивать: Игра «Доскажи словечко» - педагог подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом. - Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна Села…. (ждать его одна) . - Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого (петушка) . -“Уж диковинка, ну право, - Подмигнув другим лукаво, Повариха говорит, - Город у моря стоит! Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью (белка) . - а балда приговаривал с укоризной: “не гонялся бы ты, … .(поп, за дешевизной! ”) - ей в приданое дано Было зеркальце одно; Свойство зеркальце имело (Говорить оно умело) - Молодцы, очень быстро вы справились! 5. - Ну, вот мы и на острове Буяне. Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется? (дуб, ставится макет дуба.) - Верно, дуб. Но дуб не обычный! (чтение стихотворения детьми) У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том И днем и ночью кот ученый, Все ходит по цепи кругом. Идет направо - песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка - там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. 6.- Смотрите: на нем есть цепь, на ветвях сидит кот, у подножия стоит сундук с золотом. Что бы это могло значить? Может быть это очередная загадка? Давайте посмотрим. Игра "Угадай, из какой сказки" Условия игры: В сундуке предметы из сказок Пушкина: зеркало, яблоко, сеть-невод, рыбка, петушок, кнут, белочка, чертик, орешки в мешке, месяц, бочка, корыто, прялка, веретено, лук со стрелой, перо лебедя, цепь, деревянная ложка Балды, лук и стрела царя Гвидона и т. д. Родители достают и показывают из сундука предметы. Дети по предметам должны угадать сказки. - Молодцы, ребята! Знаете сказки А. С. Пушкина. 7. - Смотрите-ка, какой необычный лист висит на нашем дубе! (дуб, на нём лист со скрипичным ключом) И знак на нем какой-то интересный! - Что-то я никак в толк не возьму: что этот знак обозначает? Может, ребята знают (скрипичный ключ) - Какой такой ключ? Какую это он дверь открывает (музыкальный знак, и открывает он дверь в мир музыки) - Верно, этот знак нам напоминает, что мы должны танцевать под музыку. Музыкальная пауза. Кто не любит скучно жить – просим в круг выходить! Дети под музыку К. Сен-Санса “Аквариум” исполняют небольшой пластический этюд. Игра “Сделай фигуру” 8. - Ребята, пока вы танцевали, я увидела под дубом сверток. Разворачиваю и читаю задания: - Какая царица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя? И из какой сказки? (Шамаханская, «Сказка о золотом петушке») - Кто говорил и из какой сказки: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступать, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство»? (Рыбак, «Сказка о рыбаке… ») - Кто ходил по базару посмотреть кой-какого товару? (поп, «Сказка о попе. ») - Кто завидовал и вредил молодой царице в сказке «Сказка о царе Салтане… »? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха) . - В какой сказке и кто говорил: «Не печалься, иди себе с богом… .»? - В какой сказке остров на море лежит, Град на острове стоит, С златоглавыми церквами, С теремами и садами? («Сказка о Салтане… ») - Умницы, для вас нет трудных заданий! 9. - Ой, ребята смотрите, ветер разбросал листочки. Что это, как вы думаете? Игра “Собери картинку” Условия игры: каждая команда должна собрать разрезную картинку с иллюстрацией из сказки А. С. Пушкина и назвать название сказки. - Все выполнили правильно! Какие же вы умные да смекалистые! Но тут еще лежат картинки. 10. Игра “Сказочные последовательности” Условия игры: Предлагается одинаковое число картинок для двух команд. Какая из команд соберет быстрее и правильно последовательность. 1. Картинки насекомых из “Сказки о царе Салтане”. Дети должны разложить их в “сказочной” последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля. 2. Картинки месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки “О мертвой царевне” обращался к ним с вопросом о своей невесте. 3. Картинки: заяц, коза, слон, лиса, лошадь. Дети должны выбрать тех животных, которые помогли Балде из сказки “О попе и работнике его Балде” обхитрить чертят. -Молодцы, отлично справились! 11. Вот пора нам и назад вернуться. Наше путешествие заканчивается и нам пора прощаться с островом Буяном! Всем на свой корабль! Чтобы быстрей назад вернуться, давайте еще поиграем в Игру «Доскажи словечко» - педагог подсказывает ответы стихотворными строчками так, чтобы дети сами заканчивали строку рифмованным словом. - жил старик со своею старухой У самого синего моря. Они жили в ветхой землянке Ровно (тридцать лет и три года) - Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение (волкам) . - ветер по морю гуляет и… .(кораблик подгоняет.) - белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все… .(скорлупки золотые) - Неужели мы приплыли назад, получилось очень быстро. И опять мы с вами в литературной гостиной. 12. - В русском языке часто используют пословицы. Скажите, действия героев какой сказки Пушкина подходят к пословице: -Оказаться у разбитого корыта (Потерять все, что имел, приобрел) - «Сказка о рыбаке и рыбке». - Уговор дороже денег. (Напоминание о необходимости соблюдать устные договоренности) -«Сказка о золотом петушке» - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от услышанного) -«Сказка о царе Салтане. » (дается жетон команде, которая быстро и правильно ответила на задание) - Александр Сергеевич Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. В его сказках добро одерживает победу над злом. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать, а потом и перечитывать сказки Пушкина, брать пример с положительных героев. А когда вы будете взрослыми, с наслаждением будете перечитывать эти сказки своим детям. Много сказок сочинил, В Лукоморье путь открыл В страну, где с чудесами, Встречаемся мы с вами. Сказка учит нас добру Учит быть нас всех мудрее Там добро накажет зло Кто добрее, тот сильнее. 13. Подведение итогов викторины. Молодцы, дети, вы знаете и любите сказки Пушкина, все команды хорошо отвечали. Победила дружба! Понравилось вам наше сказочное путешествие? А чтобы вы его запомнили надолго, Ученый Кот прислал вам в подарок вот эти медали (шоколадные) и похвальные листы за активное участие в нашем проекте “Путешествие по сказкам А. С. Пушкина”. Приглашенные родители награждают детей. Благодарность родителям за участие в жизни группы. Звучит музыка. Дети выходят из зала. | |
|
Всего комментариев: 0 | |