Главная » 2015 » Март » 4 » Урок литературы в 9 классе по А.С. Пушкина
14:09
Урок литературы в 9 классе по А.С. Пушкина
Цели урока: 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками.

2. Научить читать выразительно лирическое стихотворение.

3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас.

Задачи урока: - проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы;

- совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал;

- работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссоздания образа зимы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(Звучит тихая музыка П.И. Чайковского).

Учитель: - Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. (Музыка).

Учитель: - А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их.

- А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила?

- Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег).

В природе по-разному в разные годы происходит это явление: самое раннее – вначале ноября, самое позднее – во второй половине декабря.

В этом году наша встреча с первым снегом уже состоялась. О своих впечатлениях мы написали в сочинениях. Лучшие работы мне хотелось бы выделить и лучшие фрагменты зачитать.

(Учитель читает отрывки из сочинений детей, ученица читает стихотворение собственного сочинения, сопровождая это рисунками детей).

Я сегодня тоже приготовила для вас две картины, выполненные художниками. Посмотрите на них несколько секунд и продолжите предложения:

1. Глядя на эти картины, мне кажется …

(стоят ели-великаны, на полянке за ними старик-годовик, махнёт он рукавом первый раз…).

2. Глядя на эти картины, мне хочется…

(побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы).

- Однажды вот также гулял вдоль берега реки А.С. Пушкин, и родились у него следующие строки, послушайте их.

II. Первичное восприятие текста.

- Понравились ли вам эти строки? Какому времени года они посвящены? Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»?

III. Самостоятельное чтение произведения.

- А теперь откроем учебник и прочитаем произведение про себя. Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа ума и сердца.

IV. Анализ произведения.

- Прочитай, Настя.

- К какому роду литературы относится это произведение? (на доске вывешивается памятка).

Дети: - Это лирика, так как выражены чувства поэта.

Учитель: - А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки).

Дети читают несколько раз (жужжащее чтение).

- А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними.

- Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках?

Дети: - Образ речки.

- С чем поэт сравнивает гладь реки?

Дети: - С модным паркетом.

Что значит «опрятный паркет»?

Дети: - Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом.

Учитель: - «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает).

- Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом).

- Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается?

Дети: - На празднике.

- Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника. Обратимся к нашему вопросу, поставленному ранее:

- Какие чувства владели поэтом в этот момент?

Дети: - Радость, восхищение (карточки с этими словами вывешиваются на доске).

- Продолжит читать второй ряд, читай, Максим.

- Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом?

Дети: - Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд).

- Давайте и мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма.

Физминутка.

- Раз – подняться на носки и улыбнуться,

Два – руки вверх и потянуться,

Три – согнуться-разогнуться,

Вправо-влево повернуться,

А теперь мы приседаем,

Потягиваемся, выдыхаем.

- О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент?

Дети: - Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни.

Учитель: - Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил!

- А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают?

Дети: - Торжественное.

- Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии. Чтобы подчеркнуть значимость этого события – появление первого снега, – Пушкин использует архаизмы («звездами падая на брег»).

- Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!».

V. Работа с иллюстрацией.

- Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён на ней? Кто нашёл строки о гусе? Зачитайте.

- Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое).

- На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения).

- Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся. Нет здесь ни ярких метафор, ни неожиданных сравнений, но точность и яркость поэтического слова позволяет читателю многое представить, домыслить.

Учитель читает цитату на доске:

- О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

Д. Кугультинов.

- А что же мы читали сегодня? К какому жанру лирики относится это произведение? (лирическое стихотворение).

Вывешивается памятка.

VI. Выразительное чтение стихотворения.

- А теперь потренируемся читать это стихотворение выразительно. (Вывешивается памятка о рифмах, паузах).

Далее идёт практическая работа по расстановке пауз, логического ударения; учитель обращает внимание детей на знаки препинания.

VII. Итог урока.

- Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме? (подобрать частушки, песни о зиме, станцевать зимний танец, сравнить это стихотворение со стихами других поэтов с такой же темой, выучить стихотворение наизусть).

VIII. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение наизусть.
Категория: Занятия | Просмотров: 215 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar