Главная » 2015 » Март » 4 » Урок литературы в 3 классе по А.С. Пушкина
14:06
Урок литературы в 3 классе по А.С. Пушкина
Ход урока

Эпиграф к уроку:

…в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

А. С. Пушкин. Памятник

I. Беседа по вопросам домашнего задания:

1. Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина?

2. Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года?

3. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Какие интересные мысли высказал поэт?

Патриотические и вольнолюбивые взгляды Пушкина сложились еще в Царскосельском лицее. Лицеисты с восторгом слушали лекции любимых преподавателей: А. П. Куницына, И. К. Кайданова, Д. И. Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и крепостного права.

Начавшаяся Отечественная война 1812 года наложила свой отпечаток на настроение Пушкина. Его, как и многих других лицейских товарищей, охватило глубокое патриотическое воодушевление. Впечатления войны 1812 г. оказались особенно глубокими для Пушкина.

II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817).

Беседа по вопросам:

1. Против кого направлено негодование поэта?

2. Какие, на ваш взгляд, самые сильные строки оды?

3. К чему призывает поэт?

4. Чем ода Пушкина отличается от оды Радищева?

5. Каково влияние оды «Вольность» на современников Пушкина?

Поэт обличает «тиранов мира». Он призывает соблюдать закон, которому «одинаково подвластны» и цари, и простые люди. Передовая молодежь восприняла пушкинскую оду как призыв к революции.

III. Стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть.

С Петром Яковлевичем Чаадаевым, блестяще образованным офицером, участником Бородинского сражения, Пушкин подружился еще в лицее. «Влияние на Пушкина было изумительно. Он заставлял его мыслить», – написал о Чаадаеве в своих воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые люди мечтали участвовать в борьбе за освобождение родины от самодержавия. Но… неожиданно Чаадаев уехал за границу. В восстании декабристов участие не принял.

Беседа по вопросам:

1. Почему это стихотворение написано в жанре послания?

2. Как обращается Пушкин к Чаадаеву?

3. В чем разница между обращениями – «мой друг» и «товарищ»?

4. Почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет «юными забавами»?

5. Объясните значение слова «роковой».

6. Какие сравнения, метафоры, слова-символы выражают гражданские чувства поэта? Его душевное состояние?

7. Почему в стихотворении повторяется слово «пока»?

8. Какие мысли и чувства, характерные для декабристов, выражены в послании? Почему оно было дорого декабристам?

Стихотворение отражает те общественно-политические взгляды и настроения, которые объединяли Пушкина и Чаадаева с передовыми людьми того времени. Поэт призывает своего друга бороться за свободу отчизны, ей посвятить «души прекрасные порывы».

IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение.

Беседа по вопросам:

1. Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение Пушкина?

2. В построении стихотворения автор прибегает к приему противопоставления. Для чего?

3. Что думает о русской деревне поэт-мечтатель?

4. Проследите по тексту, как меняется описание деревни во второй части?

5. На чем основывается благополучие крепостнического государства?

6. Что возмущает поэта до глубины души? Каким явлениям действительности произносится приговор в этом стихотворении?

Цензура впервые разрешила напечатать «Деревню» (полностью) в 1870 году, спустя девять лет после отмены крепостного права (1861).

Пушкин обличает крепостничество и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей его эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?» Произведение Пушкина покоряет беспощадной правдой фактов и чувств, поднятых на высоту огромных обобщений.

V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («В Сибирь», 1827). Чтение стихотворения.

Беседа по вопросам:

1. Расскажите об истории послания. (Через жену декабриста Н. М. Муравьева – Александру Григорьевну Муравьеву, отправлявшуюся к мужу в сибирскую ссылку, А. С. Пушкин передал стихотворение ссыльным декабристам.)

2. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

3. Как вы понимаете слова: «во глубине сибирских руд», «оковы тяжкие», «каторжные норы», «мрачные затворы», «темницы»?

4. Какое отношение поэта вызывают декабристы и дело их жизни?

5. Что хотел сказать друзьям Пушкин, отправляя свое послание в Сибирь?

6. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Послание Пушкина – огромное событие в жизни ссыльных декабристов. (Да и со стороны Пушкина этот поступок – проявление высокого мужества поэта.) «Свободный глас поэта» дошел до декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и дружество». В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль «об историческом значении дела декабристов», выразил надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей.

Александр Иванович Одоевский – поэт-декабрист ответил Пушкину своим стихотворением. (Чтение ответа.)

О значении для декабристов стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов, их отзывы, письма.

М. П. Бестужев-Рюмин: «Везде слыхал стихи Пушкина, с восторгом читанные…»

В. И. Штейнгель: «Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал и не увлекался произведениями Пушкина, дышащими свободой!»

П. А. Бестужев: «Мысли свободные зародились во мне… от чтения различных рукописей, каковы «Ода на свободу», «Деревня»… разные «Послания» и пр., за которые пострадал знаменитый наш А. Пушкин» [1].

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или «Арион».

2. Письменный анализ лирического произведения (по выбору учащихся).
Категория: Занятия | Просмотров: 270 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar