
Главная » 2015 Март 4 » Урок литературы в 3 классе по А.С. Пушкина
14:06 Урок литературы в 3 классе по А.С. Пушкина | |
Ход урока
Эпиграф к уроку: …в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. А. С. Пушкин. Памятник I. Беседа по вопросам домашнего задания: 1. Когда сложились свободолюбивые взгляды Пушкина? 2. Какое воздействие на поэта оказала Отечественная война 1812 года? 3. Прочитайте стихотворение «Лицинию». Какие интересные мысли высказал поэт? Патриотические и вольнолюбивые взгляды Пушкина сложились еще в Царскосельском лицее. Лицеисты с восторгом слушали лекции любимых преподавателей: А. П. Куницына, И. К. Кайданова, Д. И. Будри, А. И. Галича, отличавшиеся критикой деспотизма и крепостного права. Начавшаяся Отечественная война 1812 года наложила свой отпечаток на настроение Пушкина. Его, как и многих других лицейских товарищей, охватило глубокое патриотическое воодушевление. Впечатления войны 1812 г. оказались особенно глубокими для Пушкина. II. Чтение отрывков из оды «Вольность» (1817). Беседа по вопросам: 1. Против кого направлено негодование поэта? 2. Какие, на ваш взгляд, самые сильные строки оды? 3. К чему призывает поэт? 4. Чем ода Пушкина отличается от оды Радищева? 5. Каково влияние оды «Вольность» на современников Пушкина? Поэт обличает «тиранов мира». Он призывает соблюдать закон, которому «одинаково подвластны» и цари, и простые люди. Передовая молодежь восприняла пушкинскую оду как призыв к революции. III. Стихотворение «К Чаадаеву» (1818). Чтение наизусть. С Петром Яковлевичем Чаадаевым, блестяще образованным офицером, участником Бородинского сражения, Пушкин подружился еще в лицее. «Влияние на Пушкина было изумительно. Он заставлял его мыслить», – написал о Чаадаеве в своих воспоминаниях Я. И. Сабуров. Молодые люди мечтали участвовать в борьбе за освобождение родины от самодержавия. Но… неожиданно Чаадаев уехал за границу. В восстании декабристов участие не принял. Беседа по вопросам: 1. Почему это стихотворение написано в жанре послания? 2. Как обращается Пушкин к Чаадаеву? 3. В чем разница между обращениями – «мой друг» и «товарищ»? 4. Почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет «юными забавами»? 5. Объясните значение слова «роковой». 6. Какие сравнения, метафоры, слова-символы выражают гражданские чувства поэта? Его душевное состояние? 7. Почему в стихотворении повторяется слово «пока»? 8. Какие мысли и чувства, характерные для декабристов, выражены в послании? Почему оно было дорого декабристам? Стихотворение отражает те общественно-политические взгляды и настроения, которые объединяли Пушкина и Чаадаева с передовыми людьми того времени. Поэт призывает своего друга бороться за свободу отчизны, ей посвятить «души прекрасные порывы». IV. Стихотворение «Деревня» (1819). Выразительное чтение. Беседа по вопросам: 1. Какие мысли и чувства вызывает это стихотворение Пушкина? 2. В построении стихотворения автор прибегает к приему противопоставления. Для чего? 3. Что думает о русской деревне поэт-мечтатель? 4. Проследите по тексту, как меняется описание деревни во второй части? 5. На чем основывается благополучие крепостнического государства? 6. Что возмущает поэта до глубины души? Каким явлениям действительности произносится приговор в этом стихотворении? Цензура впервые разрешила напечатать «Деревню» (полностью) в 1870 году, спустя девять лет после отмены крепостного права (1861). Пушкин обличает крепостничество и ратует за освобождение народа. Он выражает мечту всех мыслящих людей его эпохи: «Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный?» Произведение Пушкина покоряет беспощадной правдой фактов и чувств, поднятых на высоту огромных обобщений. V. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» («В Сибирь», 1827). Чтение стихотворения. Беседа по вопросам: 1. Расскажите об истории послания. (Через жену декабриста Н. М. Муравьева – Александру Григорьевну Муравьеву, отправлявшуюся к мужу в сибирскую ссылку, А. С. Пушкин передал стихотворение ссыльным декабристам.) 2. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке? 3. Как вы понимаете слова: «во глубине сибирских руд», «оковы тяжкие», «каторжные норы», «мрачные затворы», «темницы»? 4. Какое отношение поэта вызывают декабристы и дело их жизни? 5. Что хотел сказать друзьям Пушкин, отправляя свое послание в Сибирь? 6. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта? Послание Пушкина – огромное событие в жизни ссыльных декабристов. (Да и со стороны Пушкина этот поступок – проявление высокого мужества поэта.) «Свободный глас поэта» дошел до декабристов и позволил им не потерять веры в «любовь и дружество». В послании «В Сибирь» Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль «об историческом значении дела декабристов», выразил надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей. Александр Иванович Одоевский – поэт-декабрист ответил Пушкину своим стихотворением. (Чтение ответа.) О значении для декабристов стихов Пушкина свидетельствуют показания декабристов, их отзывы, письма. М. П. Бестужев-Рюмин: «Везде слыхал стихи Пушкина, с восторгом читанные…» В. И. Штейнгель: «Кто из молодых людей, несколько образованных, не читал и не увлекался произведениями Пушкина, дышащими свободой!» П. А. Бестужев: «Мысли свободные зародились во мне… от чтения различных рукописей, каковы «Ода на свободу», «Деревня»… разные «Послания» и пр., за которые пострадал знаменитый наш А. Пушкин» [1]. Домашнее задание. 1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина «Анчар» или «Арион». 2. Письменный анализ лирического произведения (по выбору учащихся). | |
|
Всего комментариев: 0 | |