
Главная » 2015 Март 4 » Урок литературы в 1 классе по А.С. Пушкина
14:06 Урок литературы в 1 классе по А.С. Пушкина | |
Тема урока: «А. С. Пушкин. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»": анализ стихотворения».
Эпиграф к уроку: «У нас все от Пушкина» (Ф. М. Достоевский). Вид урока: урок изучения нового материала. Тип урока: комбинированный. Цели и задачи урока: 1. Образовательные: 1) познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…», с личностью поэта; 2) развивать умения анализа художественного текста, а также сравнительно-сопоставительного анализа; 3) формировать умения работы с литературоведческими понятиями (эпитет, антитеза, олицетворение); 4) формировать навыки комментированного и выразительного чтения художественного произведения; 5) расширить культурный кругозор, словарный запас учащихся и формировать их эстетический вкус. 2. Развивающие: 1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.); 2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста); 3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.); 4) развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся. 3. Воспитывающие: 1) воспитывать чувство прекрасного; 2) воспитывать любовь к слову, уважение к поэтическому дару; 3) воспитывать интерес к предмету. Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод комментированного и выразительного чтения. Оформление и оборудование урока: тексты стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и Г. Р. Державина «Памятник»; портреты авторов; фото Александрийского столпа; на доске записан эпиграф. План урока: I. Вступительное слово учителя – 5 мин. II. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» – 5 мин. III. Анализ стихотворения – 20 мин. IV. Работа со средствами художественной выразительности – 10 мин. V. Подведение итогов урока – 5 мин. Ход урока: I. Вступительное слово учителя. Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку? (ответы учащихся). На прошлом уроке мы говорили Державине, который хоть и прожил в XIX веке 16 лет, всем духом поэзии принадлежал к веку XVIII. Но явился человек, который не просто продолжил традиции, но перевернул все каноны искусства, открыл глаза на русскую литературу и показал все художественные достоинства. О ком идет речь? Пушкин принял поэтическую эстафету и сделал такой рывок вперед, что русская литература, еще недавно запаздывающая в новаторских поисках, обогнала всех и заняла ведущее место в мировой литературе. II. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Подумайте, о чем это стихотворение, какова его тема? (читает наизусть учащийся). III. Анализ стихотворения (у каждого ученика на столе должны быть тексты стихотворений Г. Р. Державина и А. С. Пушкина). – Какие аналогии у вас возникли при прочтении? (Аналогия с державинским стихотворением «Памятник»). – Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? («...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге / О добродетелях Фелицы возгласить, / В сердечной простоте беседовать о Боге. / И истину царям с улыбкой говорить»). – О чем стихотворение А. С. Пушкина? Каков сюжет? (Сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий). – Рассмотрим непонятные для вас слова, которые встретились в тексте стихотворения. Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского (демонстрируется фотография). Пиит – поэт. Всяк сущий – существующий. Тунгус – народность Восточной Сибири. Муза – богиня поэзии, вдохновение. – Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»? Какие ассоциации возникают при слове «нерукотворный»? (Икона «Спас нерукотворный»). – Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку. Какое еще значение несет эпитет «нерукотворный»? (Священный, возвышенный). – Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? (Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно). (чтение 2 строфы). – Где будет жить душа поэта после смерти? (В поэзии). – Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина («доколь Славянов род вселена будет чтить»). К кому обращена поэзия Пушкина? («…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству). – Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? (Пока «жив будет хоть один пиит», пока людям будет нужна поэзия). – Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? (Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами, поэтому поэзия всегда будет актуальной). (чтение 3 строфы). – Почему Пушкин употребил старинное название «Русь», а не Россия, «язык», а не народ? (Россия – определенное государство с границами, понятие «Русь» значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт). (чтение 4 строфы). – Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? («… истину царям с улыбкой говорить»). – В чем Пушкин видит предназначение поэта? (Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству). – Каково назначение поэзии? (Помогать человеку стать человеком с большой буквы). – Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа. (чтение 5 строфы). – «Веленью Божию, о муза будь послушна». Как вы понимаете значение этих слов? (Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то). – Каким должен быть поэт? (Отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно»). – Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: «В чем предназначение поэта?». IV. Работа со средствами художественной выразительности. Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют? (Эпитеты: «нерукотворный» – это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет «непокорный» – тоже христианское понятие. Возникает противопоставление, антитеза. «Душа переживет» – олицетворение, «чувства добрые» – «жестокий век» – эпитеты и антитеза). – Какую роль играют эти тропы в стихотворении? (Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающего поэта). V. Подведение итогов урока. Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. «Я» – это кто? (Поэт). – Почему он творит? (Это веление Бога). – Сомкнулись первая и последняя строфа. Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли? Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям. Домашнее задание: сравните стихотворения А. С. Пушкина и Г. Р. Державина. Выучите стихотворение А. С. Пушкина наизусть. | |
|
Всего комментариев: 0 | |