
Главная » 2015 Март 4 » Сценарий Пушкинского бала для детей
18:05 Сценарий Пушкинского бала для детей | |
ЦЕЛИ:
Познакомить с биографией А. С. Пушкина; с жизнью 18 века: традициями, культурой, историей. Развивать творческие способности учащихся и родителей. Воспитывать любовь к поэзии, к классической музыке. Воспитывать дружный коллектив детей и родителей. Оформление: Портреты А.С. Пушкина, его отца, матери, сестры Ольги, няни Мироновой Арины Родионовны. Выставка книг А. С. Пушкина и книги о нём. Фотография Царскосельского Лицея. Работы учащихся (рисунки, поделки по произведениям А. С. Пушкина) Подсвечники, кружевные салфетки, шкатулки. Музыка: П. И. Чайковский марш из «Щелкунчика» Л. В. Бетховен « К ЭЛИЗЕ», «ЛУННАЯ СОНАТА» С. Рахманинов «Итальянская полька» Я. Френкель «Старый вальсок» Музыка для частушек. Танец «Цыганочка» Литература: «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», изд. «Детская литература» А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила» «Осень», Сказки А. С. Пушкина. Журнал «Начальная школа» №1, 2000 год «Великим быть желаю …» разработка Чупиной Р. А., г. Братск 1998 г. Оборудование: Магнитофон, фортепиано, флейта. Костюмы героев сказок. Костюм цыганки и два мешочка с надписями «Прошлое» и «Будущее» Альбома – блокноты со стихотворениями А. С. Пушкина Школа № 41 г. Братск Ведущий: Добрый вечер, друзья! И так, начинаем! На Пушкинский бал Вас всех приглашаем. Дети парами входят в зал под марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского Два ученика рассказывают стихотворение Бориса Заходера. «О границах поэтического творчества» 1.Поэт – доподлинный поэт – Готов воспеть любой предмет. Весь белый свет (и тьма, и свет), Восторг и гнев, Любовь и скука, Жизнь, смерть, Свидание, разлука, Мышиный писк, Борьба стихий, Трагедия и анекдот – Всё в дело у него идёт, Всё превращается в стихи! 2. Он воспевает всё, что видит, Что любит или ненавидит. А то чего на свете нет (И, слава богу, не бывает), - Ещё охотней воспевает! Но он не станет воспевать Того, На что ему плевать! Ведущий: Так Борис Заходер говорит о творчестве поэтов. Поэты пишут, творят и рассказывают нам только о том, о чём поёт душа, о чём болит и страдает сердце, о том, что тревожит и восхищает ум. Есть в России такой поэт, который своим творчеством сумел затронуть душу каждого человека – это Александр Сергеевич Пушкин. Любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, прикоснёмся к страницам жизни и творчества великого русского поэта А. С. Пушкина. ( Под музыкальное сопровождение «К Элизе» и «Лунная соната» Л. Бетховена ученики рассказывают: 1 ученик Когда в небогатом доме на Немецкой улице в Москве раздался первый крик сына Александра, ещё никто не знал, что с его появлением не только сплавятся воедино старинный род Пушкиных, идущий из древней Руси, и родословная «арапа Петра Великого» Ибрагима Ганнибала, но и сольются воедино аристократизм с народными чаяниями, что его короткая, как озарение, жизнь соединит в себе всё яркое, новое – бунт мыслей, бунт чувств, бунт языка, бунт стиля. 2 ученик Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве. Дом Пушкиных представлял всегда какой – то хаос: в одной комнате богатые старинные мебели, в другой пустые стены, даже без стульев. Во всём недостаток, начиная от денег и до последнего стакана. 3 ученик Отец, Александра Сергеевича Сергей Львович, был нрава пылкого и до крайности раздражительного, часто выходил из себя, отчего дети больше боялись его, чем любили. 4 ученик Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна, красивая, всегда весёлая и беззаботная умела владеть собой и только не смогла скрывать предпочтение, которое оказывала сначала к дочери, а потом к меньшему сыну Льву. Никогда не выходя из себя, не возвышая голоса, Надежда Осиповна умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Она могла играть в молчанку с сыном Александром круглый год. Дети боялись её более чем отца. 5 ученик Детство Александра Сергеевича было нерадостное. Отец и мать мало любили своего Сашу и мало уделяли ему внимания. Саша очень дружил со своей старшей сестрой Ольгой. Они всегда играли вместе. Пушкин в детстве был очень неровного характера: то от был молчалив, ленив, вял, а то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали. 6 ученик Большое влияние на детство и первое воспитание Александра Сергеевича оказала бабушка Марья Алексеевна. Марья Алексеевна была ума светлого и образованного. Умела вести дом, как следует. Пушкин горячо любил свою бабушку, которая заботилась о нём, заступалась за него перед родителями. Это стихотворение о ней: 7 ученик Ах! Умолчу ль о мамушке моей О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье Она духов молитвы уклоня, С усердием перекрести меня И шёпотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь бывало. Едва дыша, прижмусь под одеяло, Не чувствуя, ни ног, ни головы. 8 ученик Не раз про маленького Пушкина говаривала Марья Алексеевна: "Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с другими детьми, то вдруг развернётся и расходится, что его ничем не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится". 9 учение Была у них в доме и няня, крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, очень любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, песен, прекрасно умела их рассказывать. Ей посвяти Пушкин эти строки: Мастерица ведь была И откуда, что брала! А куды разумны шутки, Приговоры, прибаутки, небылицы, былины. Православной старины! Слушать так душе отрадно, И не пил бы и не ел, Всё бы слушал да сидел. 10 ученик Достигнув семилетнего возраста, Саша стал резв и шаловлив. Рано обнаружил охоту к чтению. Часто забирался в кабинет отца и читал. Библиотека отца состояла из французских классиков и философов 16 века. В 1811 году открылся Царскосельский Лицей, и отец Пушкина поручил своему брату Василию Львовичу отвезти сына в Петербург. Пушкин был принят в лицей в числе тридцати учеников. Там он провёл 6 лет безвыездно. Там развился его характер, любящий, пылкий, независимый. 11 ученик О лицейских годах Пушкин написал вот эти строки: Куда бы нас ни бросила судьбина И счастье бы, куда б не повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина: Отечество нам Царское Село. 12 ученик В своём развитии Пушкин – лицеист опередил товарищей, при этом он не важничал. В садах Лицея Пушкин стал поэтом: В те дни таинственных долинах, Весной при криках лебединых. Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: Муза в ней Открыла мир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны. Ведущий: В лицее пришла к Пушкину слава. Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. «Мазурка раздалась. Бывало Когда гремел мазурки гром В огромном зале всё дрожало Паркет трещал под каблуком…» Так в своём знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал про балы. Попробуем и мы с вами побывать на таком балу, но какие же танцы в то время были в моде? Это можно узнать, открыв эту шкатулку. В шкатулке названия танцев они разрезаны на 2 половинки: их надо собрать (поло-нез, мазу – рка, ва-льс, га-лоп, кад-риль, кати-льон) (родитель и ребёнок собирают название танцев) Ведущий: -Вот такие танцы были в то время. -А каким же танцем бал открывали? Каким продолжали? Каким закрывали? Вам выстроить все танцы по порядку Помогут рифмы и загадки: 1. Полон сказочных чудес старинный танец (ПОЛОНЕЗ) 2.Назову сейчас для вас Я прекрасный танец (ВАЛЬС) 3. Топ да топ, топ да топ- Это начался (ГАЛОП) 4.Любит даже Мурка Когда звучит (МАЗУРКА) 5.Умеют Эдик и Эмиль Красиво танцевать (КАДРИЛЬ) 6.Танцем – шуткой назван он Славный танец (КАТИЛЬОН) Молодцы! Всё верно отгадали, Порядок танцев на балу узнали Ведущий У нас сегодня свой маленький бал, Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал Танец весёлый исполним сейчас, И очень просим поддержки у вас! Танец полька под музыку С. Рахманинова «Итальянская полька» Ведущий: Но на балах не только танцевали, а ещё и в фанты гости все играли. ИГРА «ФАНТЫ» (фантами могут быть тетради детей, номера рядов зрителей) -изобрази море из сказки о золотой рыбке (зрители по рядам) 1 ряд - море слегка разыгралось 2 ряд - помутнело синее море 3 ряд - почернело синее море 4 ряд - на море чёрная буря - прочти стихотворение А. С. Пушкина про ночь( 1 фант ) Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополе листы. Луна спокойно с высоты Над белой церковью сияет И пышных гетманов сады, И старый замок озаряет. И тихо, тихо всё кругом… - прочти стихотворение о любимом времени года А. С. Пушкина (1 фант) ...Унылая пора! Очей очарованья! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. - сыграть на музыкальном инструменте (1 фант) - прочти весёлое стихотворение (1 фант) Колокольчики звенят, Барабанчики гремят, А люди – то, люди – Ой, люшеньки - люли! А люди – то, люди На цыганочку глядят А цыганочка – то пляшет, В барабанчики – то бьёт, И ширинкой алой машет, Заливается – поёт: (выходит цыганка) Цыганка: «Я плясунья, я певица, Ворожить я мастерица» -Что было, что будет, скажу, по «Евгению Онегину» ворожу! ( У цыганки два мешочка: на одном написано «Прошлое», на другом «Будущее». Она достаёт на листочках предсказания для детей и взрослых и читает) Что было в прошлом Что будет в будущем Ему не нравились пиры Порядок новый учредить Он три часа, по крайней мере, пред зеркалами проводил Мы лучше поспешим на бал Любили мягких вы ковров Роскошное прикосновенье Я вас хочу предостеречь Ничто не трогало его И завтра то же, что вчера Я был озлоблен Так величавы, так умны, Так благочестия полны В окно смотрел и мух давил Брожу над морем, жду погоды Давал три бала ежегодно Увидеть чуждые моря И был глубокий эконом Читаю мало, долго сплю Всегда довольный сам собою И скоро – скоро бури след В душе моей совсем утихнет: Тогда – то я начну писать Играть и прыгать не хотела Пора мне сделаться умней Ей скучен был и звонкий смех И труд, и мука, и отрада Ей рано нравились романы, Они ей заменяли всё. Три дома на вечер зовут Но в книгах не видал вреда Везде поспеть немудрено Она езжала по работам Безмолвно буду я зевать Солили на зиму грибы Блистательна, полувоздушна Любили круглые качели Милее мне домашний круг Писали в тайне вы стихи Тебя преследуют мечты Никто меня не понимает Я верен буду старине Уста лукавые не ели И пеньем была заняты Читаю с тайною тоскою И начитаться не могу Мне нужно после долгой речи И погулять и отдохнуть. Трудов напрасно не губя, Любите самого себя. Прогулки, чтенье, сон глубокий И славно зиму проведёшь Давай обедать поскорей Какая радость: будет бал! Ведущий: - Цыганка у нас в гостях сегодня, без танца цыганского мы её не отпустим. (Танец «Цыганочка») Отлично цыганка танцевала, замечательная актриса, возьми наших ребят научи и в артистов их преврати (дети участвующие в сценках идут с цыганкой переодеваться) - Про прошлое и будущее узнали. И дальше игру в фанты продолжаем - прочти отрывки из поэмы «Евгений Онегин» (1 фант) Отрывок из «Евгения Онегина» Опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета; Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд; На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд. Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег. -На фортепиано играет (1 фант) -прочитай стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» (1 фант) Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов; Брега с недвижной рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. - прочитай стихотворение «Гонимы вешними лучами…»(1 фант) «Гонимы вешними лучами С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Ещё прозрачнее леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей». -Пели в то время не только соловьи, пели куплеты и романсы и гости на балах. А мы споём не куплет, а частушки: (поют родители , дети угадывают сказки и автора): 1.Эта рыбка не простая Чешуёй она сверкает, Она плавает, ныряет И желанья исполняет. 2.Охраняет град не зря Тридцать три богатыря. В граде том богатства есть, Злата, серебра не счесть! 3.По базару поп гулял И работника искал, Взял в работники Балду, Ой, попал ты поп в беду! 4.Подарил мудрец Дадону Золотого петушка, Пока царь спокойно спит Его птица сторожит. 5.Мы не зря частушки пели, Мы спросить у вас хотели: Все ли сказки вы узнали? И чтоб автора назвали. -А сейчас мы отрывки из этих сказок и посмотрим. Смотрите, как цыганка потрудилась, каких артистов нам привела. - сценка «Сказка о золотом петушке» (написана в 1834году). (автор, Дадон, мудрец) Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. «Посади ты эту птицу,- Молвил он царю – на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, иль другой беды незваной, Вмиг тогда мой петушок Приподнимет гребешок, Закричит и встрепенётся И в то место обернётся». Царь скопца благодарит, Горы золота сулит. «За такое одолженье,- Говорит он в восхищенье,- Волю первую твою Я исполню как, мою» Ведущий: - Какая сказка? (ответы детей) -сценка «Сказка о рыбаке и рыбке» (написана в 1833году) (автор, старик, рыбка, старуха) Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод,- Пришёл невод с одною тиной. Он другой раз закинул невод,- Пришёл невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод,- Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой,- золотою. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя отдам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь» Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй себе на просторе» ..Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую; По – нашему, говорила рыбка, Домой в море синее просилась, Дорогою ценой откупалась: Откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с выкуп: Так пустил её в синее море». Старика старуха забранила: « Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто, Наше – то совсем развалилось». Ведущий: - Какая сказка? (ответы детей) -Во времена А. С. Пушкина многие барышни вели альбомы, в которые записывали стихотворения, пожеланья. У нас ещё 2 фанта есть их и попросим из таких альбомов нам стихи прочесть. - Гости читают из альбомов отрывки из «Евгения Онегина» (с. 250) 1. Конечно, вы не раз видали Уездной барышни альбом, Что все подружки измарали С конца, с начала и кругом. Сюда, назло правописанью, Стихи без меры, по преданью, В знак дружбы верной внесены, Уменьшены, продолжены, На первом листике встречаешь Qu’ecrirez-vous sur ces tablettes; И подпись: t.a v. Annette, А на последней прочитаешь: «Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня» (перевод: «Что вы напишете на этих листках…Вся ваша Аннете») 2. Тут непременно вы найдёте Два сердца, факел и цветки; Тут верно клятвы вы прочтёте В любви до гробовой доски; Какой- нибудь пиит армейский Тут подмахнул стишок злодейский. В такой альбом, мои друзья, Признаться, рад писать и я, Уверен будучи душою, Что всякий мой усердный вздор Заслужит благосклонный взор, И что потом с улыбкой злою Не станут важно разбирать, Остро иль нет я мог соврать. -Вот так Пушкин писал про альбомы барышен в своей поэме «Евгений Онегин» Ведущий: Вот фант у нас ещё остался, отрывок из «Руслана и Людмилы» надо бы прочесть. Но прежде память у родителей, гостей проверим, Им написать героев сказочных доверим. А мы с ребятами вас будем подгнять, И в слух до 20 считать. (Родители на листочке пишут по цепочке героев) . Ученица читает отрывок «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ» Ведущийц: Молодец! Спасибо! И гости не подвели, почти всех героев назвали. Ведущий: - А ещё на балах сочиняли, В буриме или рифмы играли (Зрителей делим на группы. Каждой группе даются рифмы. Ведущий помогает сочинять детям) стихотворенье удивленье перо окно брюнет поэт лист парашютист венец конец Примерное стихотворение: Сочиним стихотворенье Всем друзьям на удивленье. В руки мы возьмём перо И посмотрим все в окно: Вон идёт один брюнет, Жаль, что это не поэт! Вот летит осенний лист – Он цирковой парашютист. Сделал дело – вот венец. Нашему стишку конец! Ну что ж, послушаем творцов.( под музыкальное сопровождение «Лунной сонаты») (зачитывают свои стихотворения) - последний фант у нас остался, попросим мы его сыграть на фортепиано. Ведущий: Вот так когда – то, в далёком 18 веке, со своими друзьями Александр Сергеевич Пушкин сочинял, танцевал, отдыхал. -Понравилось Вам на нашем балу? Но время нам пришло прощаться В век 21 возвращаться Споём все вместе мы сейчас Для Пушкина «Осенний вальс» (на мотив «Старый вальсок» поют дети и родители) (Под песню дети танцуют вальс: на каждый куплет 1 или 2 пары На первой строке - мальчик подходит к девочке и приглашает на танец: делает поклон головой и подаёт руку, девочка кладёт ладонь на ладонь мальчика на второй строке – пара выходит в центр круга, мальчик и девочка встают лицом друг к другу, руки в стороны, ладони девочек лежат на ладонях мальчика на 3 и 4 строке – пара делает по 2 шага вправо и влево в такт музыки на 5 строке – мальчик провожает девочку на место и делает поклон головой.) «Осенний вальсок» Слышишь, осенние дуют ветра, Осень хозяйка встречает сама Пушкинский бал сейчас в классе у нас Пушкина любит наш второй класс. Пушкина любит. Пушкина любит наш класс Пушкин осеннюю пору любил. Он сочинял, стихи миру дарил. В каждой семье его книги живут, С детства по жизни с нами идут, Пушкина строки с нами по жизни идут. Сказки прекрасные он написал, О славном Гвидоне нам всем рассказал, О рыбке волшебной и петушке, О жадном попе и умном Балде Сказки чудесные Пушкин нам всем рассказал. И завершая наш праздничный бал, Верим что каждый много узнал. Это в себе на века сохраним, И помнить будем, что Пушкин дарил! Пушкинский вечер светом нас всех озарил! -Пушкинский вечер мы завершаем, на память о нём сувениры вручаем. (Вручает мудрец из сказки «Золотой петушок» Пусть петушок из сказки о Дадоне Верным сторожем станет для вас, Чтоб сидел он у вас всегда смирно, И кругом всё тогда будет мирно! А спонсору сувенира, нашему меценату Спасибо, сказать рады! На этом праздник с вами завершаем, Гостей, детей на чаепитье приглашаем! | |
|
Всего комментариев: 0 | |