
Главная » 2015 Март 4 » Сценарий конкурса чтецов посвященный А.С. Пушкина для старшеклассников
17:51 Сценарий конкурса чтецов посвященный А.С. Пушкина для старшеклассников | |
Учащиеся заходят в класс под музыку Свиридова ( первый слайд)
НАЧАЛО УРОКА Учитель: (очищает мандарин так, чтобы не видели) Какие ассоциации вызывает у вас этот запах? - Праздника, Нового года. - Что мы празднуем, когда отмечаем Новый год?(ответы учащихся) - Вот о времени мы как раз и будем говорить сегодня.Тема урока (2-й слайд) «Художественное время в повести «Метель». Я подобрала такое изображение времени, а вы попробуйте сами изобразить время повести, нарисовать его. Но сначала найдем, какие упоминания о времени в повести встречаются( просила сделать закладки)… -работа с текстом, выписываю на доске, затем спрашиваю, как можно изобразить, предлагаю заготовку, Рисуем на доске. -Так выглядит время в повести. Нам необходимо уточнить тему ,конкретизировать, сузить ее. Как вы думаете, зачем мы будем рассматривать повесть с точки зрения временной организации? С какой целью мы сосредоточим свое внимание на времени? -….Чтобы узнать, какую роль оно играет в повести….Чтобы глубже понять идею автора… - Это и станет целями нашего урока.(!звук выключить!!!!) Слайд №3: Запишем тему так: «Роль времени в повести «Метель». ( в тетради) Давайте перечислим, какие повести А.С. Пушкина мы уже прочли из цикла повестей покойного Ивана Петровича Белкина? - «Выстрел», «Барышня – крестьянка». - Все эти произведения объединены одним жанром- повести. Вспомните 6 класс: чем время в рассказе отличается от времени в повести?... -…. растянутость художественного времени в повести - Сколько времени проходит от начала событий до финала в повести «Метель»? -………………………………. - Тоже не мало – 4 года. Зачем это необходимо? - …… - Таким образом, можно сделать вывод, что художественное время повести – одно из важнейших звеньев композиции сюжета. (слайд №1) - Давайте же вспомним сюжет повести. Кратко, буквально одним предложением. Запишите в тетради, несколько ответов выслушаем). - Жених ехал венчаться и опоздал на собственную свадьбу – невеста вышла замуж за другого. -Смотрите, как все просто. Сам Пушкин, говоря о цикле пОвестей Белкина, восхищался: «Писать надо вот этак: просто, кратко, ясно». - Или не все вам показалось простым? Над чем пришлось задуматься? Например, какой момент в развитии сюжета можно считать кульминацией?( несколько ответов) - Сформулируйте вопросы по этим эпизодам, запишите их в тетради. - Зададим друг другу вопросы – идет диалог. - В литературоведении непростым считается вопрос субъектной организации повести. Повествование об одном и том же событии часто ведется от разных лиц. - ? Кто в повести рассказывает о произошедших событиях? - Повествователь, герой –рассказчик – Бурмин. - Когда он смог рассказать свою версию происходящего?.....Какова с этой точки зрения роль времени? -…………………. СЛАЙД № 2- Художественное время помогает субъектной организации повести.( в тетради подождать, пока запишут). СЛАЙД следующий (Деревья) МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ- Борис Пастернак в ХХ веке написал стихотворение «Метель». Я вам прочту только отрывок из него. Подумайте, с чувствами какого героя повести созвучно это стихотворение?: (читаю под музыку) В посаде, куда ни одна нога Не ступала, лишь ворожеи да вьюги Ступала нога, в бесноватой округе, Где и то,как убитые, спят снега,- Постой, в посаде, куда ни одна Нога не ступала, лишь ворожеи Да вьюги ступала нога, до окна Дохлестнулся обрывок шальной шлеи Ни зги не видать…. Метался, стучался во все ворота, Кругом озирался, смерчом с мостовой - Не тот этот город, и полночь не та, И ты заблудился ее вестовой! Но ты мне шепнул, вестовой, не спроста, В посаде, куда ни один двуногий. Я тоже какой – то …я сбился с дороги - Не тот этот город, и полночь не та. ? с чувствами какого героя созвучно это стихотворение? - Стихотворение созвучно с чувствами Владимира. - ЗАДАНИЕ: Попробуйте пересказать сюжет от лица Владимира. - После выступления ученика: ?Что случилось с Владимиром после несостоявшегося венчания? Как закончилась его жизнь? СЛАЙД №3: Время помогает создать трагический образ героя ( ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ) -?- Что сломало жизнь Владимиру? (Метель) - Конечно, метель вмешалась в жизнь героев, поменяла женихов. Как вы думаете, это хорошо или плохо? Что было бы, если бы Владимир не заблудился в метели? -…………………………………………….никто не знает. - Как вы думаете, эти события были предрешены или произошла простая , нелепая случайность? -………………….. - Как думает автор? - Обратимся к эпиграфу повести. Эпиграфом служат строки из какого известного вам произведения? -…… -Эпиграф из «Светланы» относит нас к представлениям романтиков о существовании таинственной, неявленной человеку закономерности нашей жизни. И в эпиграфе мы тоже встречаем образ метели, «метелица кругом, снег валит клоками…» -………….. ? Какие ассоциации вызывает у вас метель?( судьба) т.е. согласен ли Пушкин был с художественной традицией романтиков? -Да. Получается, что природа( метель), время, судьба сначала создают противоречия между намерениями героев и реальным ходом жизни, а затем открывают подлинные возможности жизни. СЛАЙД № 4 Так художественное время помогает выявить позицию автора. Попробуем ее четко сформулировать. Что же такое судьба по мнению автора? (СЛАЙД ) -….пишут в тетради 2 -3 предложения, заслушиваем ответы. - Это необъяснимые неожиданности, которые иногда человеком воспринимаются трагично, но на самом деле она(судьба) добра к человеку, который , в сущности, не только не знает и не понимает жизни, но и не слишком хорошо знает себя, не умеет прислушиваться к своему сердцу. ????????????????????ВРЕМЯ?????Д.З., СБОР ТЕТРАДЕЙ, включить звук – звучит музыка на предпоследнем слайде. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Согласны ли вы с таким высказыванием одного из критиков: «Видимо главное, что происходит в повести – игра с читательскими ожиданиями. Читатель оценивает героя по литературным моделям и, естественно, ждет ужасов, мистики, морали, но ничего нет! Жизнь банальней, проще литературы. В жизненном событии может не быть никакого смысла…» -….. - Ощущение неожиданности правда присутствует: система рассказчиков поддерживает атмосферу недоумения,т.к. наблюдателям доступны лишь фрагменты жизни героев, и сторонний взгляд не может выявить истинные мотивы событий и поступков. Это и побуждает читателя к сотворчеству. Бывало ли в вашей жизни событие, которые вы воспринимали сначала как отрицательное, а с течением времени оно имело счастливые последствия? Домашнее задание: минисочинение «Человек, судьба которого для меня окружена тайной». | |
|
Всего комментариев: 0 | |