
Главная » 2015 Март 4 » План-конспект занятия по развитию речи по Пушкину в подготовительной группе
13:29 План-конспект занятия по развитию речи по Пушкину в подготовительной группе | |
Тема урока: Красота
и выразительность пушкинского стиха (А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета»). Провела: учитель начальных классов Тишко Елена Николаевна Цели урока: 1. Показать полнокровность поэтического образа зимы, созданного А.С. Пушкиным: выразительный зрительный образ; наполненность картины зимы движением и звуками. 2. Научить читать выразительно лирическое стихотворение. 3. Развивать детское воображение, обогатить словарный запас. Задачи урока: - проанализировать с детьми поэтические образы, созданные А.С. Пушкиным в стихотворении «Опрятней модного паркета»: какое настроение они передают, какими средствами выразительности созданы; - совместно найти авторскую мысль, авторское «Я» в тексте, не только то, что хотел сказать автор, но и как он это сделал; - работать над выразительным чтением: рифмой, ритмом, мелодией; использовать музыкальные произведения с целью воссоздания образа зимы. Ход урока: I. Организационный момент. (Звучит тихая музыка П.И. Чайковского). Учитель: - Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь построит она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озёра и реки. Проснёшься однажды утром и вдруг увидишь, что всё за окном изменилось. (Музыка). Учитель: - А когда наступает зима по календарю? Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их. - А сейчас какой месяц? Можно ли сказать, что зима уже наступила? - Какой главный отличительный признак русской зимы? (снег). В природе по-разному в разные годы происходит это явление: самое раннее – вначале ноября, самое позднее – во второй половине декабря. В этом году наша встреча с первым снегом уже состоялась. О своих впечатлениях мы написали в сочинениях. Лучшие работы мне хотелось бы выделить и лучшие фрагменты зачитать. (Учитель читает отрывки из сочинений детей, ученица читает стихотворение собственного сочинения, сопровождая это рисунками детей). Я сегодня тоже приготовила для вас две картины, выполненные художниками. Посмотрите на них несколько секунд и продолжите предложения: 1. Глядя на эти картины, мне кажется … (стоят ели-великаны, на полянке за ними старик-годовик, махнёт он рукавом первый раз…). 2. Глядя на эти картины, мне хочется… (побродить по заснеженным дорожкам, вдохнуть бодрящего морозного воздуха, сесть на санки и лететь стрелой с высокой горы). - Однажды вот также гулял вдоль берега реки А.С. Пушкин, и родились у него следующие строки, послушайте их. II. Первичное восприятие текста. - Понравились ли вам эти строки? Какому времени года они посвящены? Как вы догадались, ведь А.С. Пушкин ни разу не употребил слово «зима»? III. Самостоятельное чтение произведения. - А теперь откроем учебник и прочитаем произведение про себя. Читайте внимательно, не спеша, ведь от того, насколько вдумчиво вы сейчас прочитаете, будет зависеть наша дальнейшая работа ума и сердца. IV. Анализ произведения. - Прочитай, Настя. - К какому роду литературы относится это произведение? (на доске вывешивается памятка). Дети: - Это лирика, так как выражены чувства поэта. Учитель: - А теперь поработаем в группах. Несколько раз перечитайте отдельные строки и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он их писал? (1-й ряд – 1,2 строчки, 2-й ряд – 3,4 строчки, 3-й ряд – две последние строчки). Дети читают несколько раз (жужжащее чтение). - А теперь читает первый ряд, а мы слушаем, следим и работаем вместе с ними. - Чей образ вырисовывается в этих первых двух строчках? Дети: - Образ речки. - С чем поэт сравнивает гладь реки? Дети: - С модным паркетом. Что значит «опрятный паркет»? Дети: - Опрятный – аккуратный, чистый, до блеска начищенный морозом. Учитель: - «Чистота» ледяной реки, созданная природой, оказалась естественней и лучше рукотворной. Модный паркет проигрывает рядом с творением природы, и чтобы это подчеркнуть, Пушкин подбирает очень точный глагол. Найдите его (блистает). - Что знает «блистать»? (переливаться необыкновенным светом; пример: блистать в нарядном платье, блистать умом). - Когда бывает так нарядно, пронизано всё необыкновенным светом, всё блестит и переливается? Дети: - На празднике. - Значит, уже с первых строк мы может почувствовать ощущение праздника. Обратимся к нашему вопросу, поставленному ранее: - Какие чувства владели поэтом в этот момент? Дети: - Радость, восхищение (карточки с этими словами вывешиваются на доске). - Продолжит читать второй ряд, читай, Максим. - Кто рад зиме так же, как поэт? Кого он называет радостным народом? Дети: - Мальчишки рады снегу и морозу. Они не просто рады, а уже побежали опробовать лёд, и картина зимнего дня наполнилась звуками. Кто услышал их? (Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд). - Давайте и мы сейчас немного разомнёмся, ведь зима – благодатная пора для закаливания организма. Физминутка. - Раз – подняться на носки и улыбнуться, Два – руки вверх и потянуться, Три – согнуться-разогнуться, Вправо-влево повернуться, А теперь мы приседаем, Потягиваемся, выдыхаем. - О чём мог думать лирический герой, глядя на мальчишек? Как вы думаете, был ли А.С. Пушкин счастлив в этот момент? Дети: - Он умеет радоваться за других людей. Счастливым его сделала любовь к людям, родине, к жизни. Учитель: - Ай, да Александр Сергеевич! Всего четыре строчки, а мы уже почувствовали радость, восхищение, мы улыбнулись вместе с ним, и нахлынули добрые воспоминания. Как много поведал нам поэт! Какую фантазию разбудил! - А теперь свои строчки прочтёт третий ряд. Какому природному явлению они посвящены? Как падает снег? Какие слова мы произносим не так, как привыкли? Какое звучание они придают? Дети: - Торжественное. - Да, перед нами картина зимнего дня в движении и сиянии. Чтобы подчеркнуть значимость этого события – появление первого снега, – Пушкин использует архаизмы («звездами падая на брег»). - Какой человек может оценить красоту снега, зимней природы? (наблюдательный, искренний, любящий свой край, русскую зиму). Пушкин – русский человек, и зима для него привычна и желанна. И хочется даже воскликнуть вместе с ним: «Ах, как красиво! Как хорошо!». V. Работа с иллюстрацией. - Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображён на ней? Кто нашёл строки о гусе? Зачитайте. - Какое впечатление к общей атмосфере праздника добавляет картинка с гусем? (комическое). - На чём держится комический эффект? (гусь тяжелый, неповоротливый, важно ступает на лёд, но скользит и падает, отсюда комизм его падения). - Мы разобрали все строчки поэта, великого мастера. Видим простые бытовые картины – речку, мальчишек, гуся. Нет здесь ни ярких метафор, ни неожиданных сравнений, но точность и яркость поэтического слова позволяет читателю многое представить, домыслить. Учитель читает цитату на доске: - О, Пушкин! Над его строкою Задумавшись в который раз, Вдруг открываешь в ней такое, Что прежде пряталось от глаз. Д. Кугультинов. - А что же мы читали сегодня? К какому жанру лирики относится это произведение? (лирическое стихотворение). Вывешивается памятка. VI. Выразительное чтение стихотворения. - А теперь потренируемся читать это стихотворение выразительно. (Вывешивается памятка о рифмах, паузах). Далее идёт практическая работа по расстановке пауз, логического ударения; учитель обращает внимание детей на знаки препинания. VII. Итог урока. - Какое домашнее задание вы хотели бы получить по этой теме? (подобрать частушки, песни о зиме, станцевать зимний танец, сравнить это стихотворение со стихами других поэтов с такой же темой, выучить стихотворение наизусть). VIII. Домашнее задание. - Выучить стихотворение наизусть. | |
|
Всего комментариев: 0 | |