Главная » 2015 » Март » 5 » Нравственная проблематика повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Образ Гринёва
17:24
Нравственная проблематика повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Образ Гринёва
Ход урока

Приветствие, организационный момент.

Слово учителя: В этом году мы снова обращаемся к творчеству А.С.Пушкина – познакомимся с его повестью «Капитанская дочка», произведением, которому сам Пушкин придавал большое значение. В этой повести автор предстает перед нами не только как писатель, но и как историк. История всегда интересовала Пушкина. Прошлое для него – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Давайте вспомним произведения Пушкина на исторические темы (ученики называют «Песнь о вещем Олеге», драму «Борис Годунов» и т.д.).

Перед нами на первом слайде тема нашего урока – «Историческая основа создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, какова наша цель на урок? (Происходит самостоятельное целеполагание учащихся с корректированием учителя, ученики пишут тему и свою цель урока в тетрадях). Молодцы, цель нашего урока поставлена, вы видите ее на втором слайде.

При подготовке к уроку вы работали в группах, у каждой группы было свое задание. Итак, давайте послушаем ваши выступления. Задача для всех слушающих – из всей информации выделить самое главное и сформулировать тезисы к выступлению.

Сообщение первой группы «Эпоха царствования Екатерины II».

(Примерный текст выступления: ХVII век – век царствования Екатерины II. В 1745 году она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В 1762 году пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Была умна и образованна, ее часто называют продолжательницей Петра Великого за реформы и завоевания. Екатерина II выбирала политику, отвечающую задачам развития страны, придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются «для воспитания граждан». Тяжесть налогов, бесправие отражались на крестьянах, их можно было продавать, наказывать без суда. Бесправие и нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись).

Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

Слово учителя: Итак, мы имеем представление о деятельности Екатерины II, о положении крепостных крестьян. Одним из крестьянских бунтов в то время было восстание под предводительством Емельяна Пугачева, получившее название Пугачевского бунта. Давайте послушаем следующее сообщение, посвященное этой теме.

3. Сообщение второй группы «Причины Пугачевского бунта».

(Примерный текст выступления: продолжали расти злоупотребления крепостным правом помещиков над крестьянами, их можно было продавать, они платили огромные налоги, терпели наказания и нищету, при этом постоянно работая. Во многих местах начинались бунты крестьян против помещиков и власти. В этой обстановке разнеслись слухи, что Петр III жив, появится и накажет царицу и помещиков, даст крестьянам волю и землю – в народе всегда жила вера в доброго царя. Началось возмущение в казачьей среде, казачество с его преданиями о вольной жизни и враждой к государству не исчезло, тем более, что оно должно было нести гарнизонную службу, что стесняло его свободу. Восстание началось на реке Яике среди яицких казаков с появлением донского казака Емельяна Пугачева, назвавшего себя Петром III. Правительство укрепляло реку своими крепостями – Оренбург, Илецкий городок и т.д. восстание охватило казаков, это был повод для войны против власти, было взято насколько крепостей, кроме Оренбурга. Но восстание было подавлено властью).

Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

Слово учителя: Об этом бунте, о том времени Пушкин и написал в своей повести «Капитанская дочка». Что послужило причиной написания этого произведения, какая работа предшествовала его появлению – давайте послушаем третье сообщение.

Сообщение третьей группы «История создания произведения «Капитанская

дочка».

(Примерный текст выступления: в начале 30-х годов ХIХ века после подавления бунта военных поселенцев в Старой Руссе Пушкин начинает изучать архивные материалы, собирает народные песни и предания, свидетельства местных жителей о Пугачеве. Он посетил места, где происходили главные события Пугачевского восстания, сравнивает документы и воспоминания очевидцев. Работа велась в двух планах – историческом (писатель работал как историк, создавая «Историю Пугачевского бунта», ставя целью выяснить причины пугачевщины, крестьянского движения, указать на необходимость преобразований в стране) и литературном (в повести решалась проблема достижения единства нации, улучшения нравов, избежания насильственных потрясений). «История Пугачева» не принесла автору успеха, в отличие от повести «Капитанская дочка», которая была написана позднее. В ее основе исторические события).

Ученики с помощью учителя резюмируют сообщение, оценивают его содержание, тезисно формулируют главные мысли. Тезисы появляются на слайде, ученики переносят их в тетрадь.

Слово учителя: Давайте попытаемся сравнить исторические события с литературными, доказать, что повесть имеет историческую основу. Сравним в двух произведениях А.С.Пушкина – «История Пугачева» и «Капитанская дочка» - образ Пугачева и крепости. Этим занимались следующие группы ребят, они готовы поделиться результатами своей работы.

5. Четвертая и пятая группы зачитывают отрывки указанных произведений, где описан образ Пугачева. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности образов.

6. Шестая и седьмая группы зачитывают отрывки указанных произведений, где дано описание крепости. Данные отрывки поочередно появляются на слайде. Класс наглядно видит тексты, сравнивает их и приходит к выводу о сходности описаний.

7. Учитель предлагает сравнить образ Пугачева в произведении и истории. Для этого появляется следующий слайд, подготовленный учителем. Ребята читают цитаты из повести и истории, делают вывод о характере Пугачева, его судьбе.

8. Учащиеся вместе с учителем проговаривают поставленные в начале урока цели и делают выводы по уроку, опираясь на наводящие вопросы учителя. Выводы в виде тезисов появляются на слайде. Ребята переносят их в тетрадь и акцентируют внимание на том, что поставленная и записанная ими цель в начале урока была выполнена.

Учитель подводит итоги, выставляет оценки, комментируя их и опираясь на оценку выступлений классном.

9. Домашнее задание с использованием ИКТ: на последнем слайде дана иллюстрация казни Пугачева художника Виктора Маторина. Задание: написать эссе на тему «Жизнь и смерть Пугачева» по материалам урока, презентации и данной картины.

Учитель говорит о том, что в конце изучения произведения «Капитанская дочка» ребята должны будут сравнить свои впечатления о Пугачеве, выраженные в эссе, с впечатлениями после прочтения произведения, внести дополнения в свои тексты. Таким образом, происходит дополнительная мотивация домашней деятельности учащихся.
Категория: Анализ | Просмотров: 221 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar