
Главная » 2015 Март 4 » Конспект занятия по сказкам А.С.Пушкина в старшей группе
13:12 Конспект занятия по сказкам А.С.Пушкина в старшей группе | |
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…" (Закрепление)
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев. Задачи урока: 1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать произведения. 2. Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать. 3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре. Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, сравнительная характеристика героев сказки. Оборудование: комплект УМК «Перспективная начальная школа» хрестоматия по литературному чтению3 класс (авт. О. В. Малаховская издательство Академкнига/Учебник);толковые словари Ожегова; портрет А.С. Пушкина; цитаты поэта «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, фонограммы «Прялица», «В гостях у сказки», фонограмма отрывка из оперы Н.А. Римского Корсакова «Три чуда». Выставка книг А.С. Пушкина, реквизиты и костюмы для инсценировки; аудио- и видеоматериалы к уроку; чистоговорка для артикуляционной гимнастики, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, толковые словари, план для характеристики героев. Эпиграф к уроку «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» А. С. Пушкин Ход урока: 1. Организация класса. (Слайд 1) - Сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. 2.Мотивация учебной деятельности. - Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...) - Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность...) - Работать будем по группам. Повторение правил работы в группах. - Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, внимательно слушать, работать дружно) 3. Постановка учебной задачи и темы урока. - Ребята, из какой сказки эти иллюстрации? (Слайд 2) - Кто написал эту сказку? - Кто знает полное название сказки? - Давайте прочитаем чистоговорку и узнаем, чем мы будем заниматься на уроке. Артикуляционная гимнастика(Слайд 3) Ок-ок-ок – начинаем наш урок Ать-ать-ать – будем сказку Пушкина читать Ять-ять-ять – план картинный применять Ость-ость-ость - развивать выразительность Ев-ев-ев – охарактеризуем любимых героев Ра-ра-ра – получить урок добра. - У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе.Чем больше орешков вы соберёте, тем выше отметку в конце урока заработаете. 4. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта. (Слайды 4-8) Вопросы викторины: - Где и когда родился А.С. Пушкин? - Как звали мать поэта? Отца? - На каком языке говорили в семье Пушкина? - Кто занимался воспитанием маленького Александра? - От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? - Сколько всего сказок написал Пушкин?(Слайд 9) 5. Проверка домашнего задания. - Первая группа ребят подготовила рисунки к сказкам А.С. Пушкина. Представьте свои работы. Презентация детских работ. (Первая группа) - Обратите внимание, какие замечательные иллюстрации делали художники к сказкам А.С. Пушкина. (Слайды 10-12) - Вторая группа ребят подготовила инсценировку отрывка из сказки. Звучит фонограмма «Прялица»(Слайд 13 - 14) - Третья группа прочитайте выразительно четвёртую часть в хрестоматии с. 115. - При чтении сказки дома вы незнакомые слова обнаружили? - Где вы нашли объяснение слов? Какие это слова? - Четвертая группа объясните значения слов с помощью «Толкового словаря»: (Слайд 15) Средь зыбей– Клёв – Град – Вдовица – Снурок - Чародей - Пятая группа составляла картинный план к «Сказке о царе Салтане…» -Не забудьте оценить свою работу, орешки на столах у вас. 6.Продолжение работы над сказкой. (Исследовательская работа) (Слайд 16) - Давайте более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их. Выборочное чтение. Работа по учебнику. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 110) Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?(с.111) Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка с. 112) Кого родила царица?(с.112) Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.112) Какое указание дал гонцу царь?(с.113) На какой приказ заменили настоящий повариха с ткачихой?(с.113) О чём просило дитя волну?(с.114) Царевич, сделав лук, пошёл к морю. Кого он увидел?(с.115) Что обещала лебедь царевичу?(с.116) Как стали величать Гвидона в новом городе? (с.117) 7.Физ. минутка (Слайд 17) (имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова) - Изобразите волны, набегающие на берег. - Летящую царевну Лебедь - Гвидона, натягивающего лук. - Танцующую белку, поющую песенки. - Богатырей, выходящих из моря. -Кто из вас знает, что за музыка звучала? - Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда». А написал её русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта. - Многие художники - иллюстраторы изображали сказочных героев. Перед вами репродукция картины русского художника М. А. Врубеля «Царевна Лебедь». 8. Продолжение работы над сказкой. Характеристика героев. - А теперь продолжим работу над сказкой. Мы выступим в роли иллюстраторов. Но изображать героев будем словами по плану. Прочитайте план. План характеристики героев. (Слайд 18) Имя героя. Опишите его внешность и характер. Действия и поступки, совершаемые героем. Отношение автора к герою. Ваше отношение к герою. - Выберите по желанию одного из героев сказки и составьте характеристику. Договоритесь между собой и выполните работу. Дети выступают по группам. 9. Обобщение. - Кто из героев вам понравился больше? Почему? Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: (Слайд 19) «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» (А.С. Пушкин) - Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин? (доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) . 10. Оценка работы детей. - Давайте заглянем в наши ларцы знаний… Тем ребятам, кто активно работал и набрал 4 и более орешков, оценка «5», а тем, кто набрал мало орешков, предоставляется возможность отличиться на следующем уроке. 11. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок сказки А.С. Пушкина наизусть. (Слайд 20) - Думал ли А.С.Пушкин в 1831 году, когда писал сказку, что дети 3 «А» класса с удовольствием и интересом будут читать её в XXI веке?! И не только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать их за знание его сказок. 12. Рефлексия. - Закончить хочу урок словами стихотворения... (Слайд 21) (Звучит фонограмма музыки) К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова — алмазы На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё скорей нам хочется узнать. Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза! Даже если мы уже не дети, В тридцать, сорок или шестьдесят. Убегаем мы порою в детство, Убегаем к Пушкину опять! Убегаем в буйство свежих красок, В торжество добра над тёмным злом. Убегаем в пушкинские сказки, Чтоб добрей и лучше стать потом! - Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Урок окончен! Всем спасибо! (Слайд 22) | |
|
Всего комментариев: 0 | |