Главная » 2015 » Март » 4 » Конспект занятия по сказкам А.С.Пушкина в старшей группе
13:12
Конспект занятия по сказкам А.С.Пушкина в старшей группе
Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…" (Закрепление)

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.

2. Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре.

Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, сравнительная характеристика героев сказки.

Оборудование: комплект УМК «Перспективная начальная школа» хрестоматия по литературному чтению3 класс (авт. О. В. Малаховская издательство Академкнига/Учебник);толковые словари Ожегова; портрет А.С. Пушкина; цитаты поэта «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, фонограммы «Прялица», «В гостях у сказки», фонограмма отрывка из оперы Н.А. Римского Корсакова «Три чуда».

Выставка книг А.С. Пушкина, реквизиты и костюмы для инсценировки; аудио- и видеоматериалы к уроку; чистоговорка для артикуляционной гимнастики, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, толковые словари, план для характеристики героев.

Эпиграф к уроку

«Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма»
А. С. Пушкин

Ход урока:

1. Организация класса. (Слайд 1)

- Сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха.

2.Мотивация учебной деятельности.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...)
- Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность...)

- Работать будем по группам.

Повторение правил работы в группах.

- Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, внимательно слушать, работать дружно)

3. Постановка учебной задачи и темы урока.

- Ребята, из какой сказки эти иллюстрации? (Слайд 2)

- Кто написал эту сказку?

- Кто знает полное название сказки?

- Давайте прочитаем чистоговорку и узнаем, чем мы будем заниматься на уроке.

Артикуляционная гимнастика(Слайд 3)

Ок-ок-ок – начинаем наш урок

Ать-ать-ать – будем сказку Пушкина читать

Ять-ять-ять – план картинный применять

Ость-ость-ость - развивать выразительность

Ев-ев-ев – охарактеризуем любимых героев

Ра-ра-ра – получить урок добра.

- У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе.Чем больше орешков вы соберёте, тем выше отметку в конце урока заработаете.

4. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта. (Слайды 4-8)

Вопросы викторины:

- Где и когда родился А.С. Пушкин?

- Как звали мать поэта? Отца?

- На каком языке говорили в семье Пушкина?

- Кто занимался воспитанием маленького Александра?

- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?

- Сколько всего сказок написал Пушкин?(Слайд 9)

5. Проверка домашнего задания.

- Первая группа ребят подготовила рисунки к сказкам А.С. Пушкина. Представьте свои работы.

Презентация детских работ. (Первая группа)

- Обратите внимание, какие замечательные иллюстрации делали художники к сказкам А.С. Пушкина. (Слайды 10-12)

- Вторая группа ребят подготовила инсценировку отрывка из сказки.

Звучит фонограмма «Прялица»(Слайд 13 - 14)

- Третья группа прочитайте выразительно четвёртую часть в хрестоматии с. 115.

- При чтении сказки дома вы незнакомые слова обнаружили?

- Где вы нашли объяснение слов? Какие это слова?

- Четвертая группа объясните значения слов с помощью «Толкового словаря»: (Слайд 15)

Средь зыбей–

Клёв –

Град –

Вдовица –

Снурок -

Чародей -

Пятая группа составляла картинный план к «Сказке о царе Салтане…»

-Не забудьте оценить свою работу, орешки на столах у вас.

6.Продолжение работы над сказкой. (Исследовательская работа)

(Слайд 16)

- Давайте более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.

Выборочное чтение. Работа по учебнику.

Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 110)
Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?(с.111)
Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка с. 112)
Кого родила царица?(с.112)
Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.112)
Какое указание дал гонцу царь?(с.113)
На какой приказ заменили настоящий повариха с ткачихой?(с.113)
О чём просило дитя волну?(с.114)
Царевич, сделав лук, пошёл к морю. Кого он увидел?(с.115)
Что обещала лебедь царевичу?(с.116)
Как стали величать Гвидона в новом городе? (с.117)

7.Физ. минутка (Слайд 17)

(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

- Изобразите волны, набегающие на берег.

- Летящую царевну Лебедь

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

- Богатырей, выходящих из моря.

-Кто из вас знает, что за музыка звучала?

- Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».

А написал её русский композитор Николай Андреевич Римский- Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта.

- Многие художники - иллюстраторы изображали сказочных героев. Перед вами репродукция картины русского художника М. А. Врубеля «Царевна Лебедь».

8. Продолжение работы над сказкой. Характеристика героев.

- А теперь продолжим работу над сказкой.

Мы выступим в роли иллюстраторов. Но изображать героев будем словами по плану. Прочитайте план.

План характеристики героев. (Слайд 18)

Имя героя. Опишите его внешность и характер.
Действия и поступки, совершаемые героем.
Отношение автора к герою.
Ваше отношение к герою.

- Выберите по желанию одного из героев сказки и составьте характеристику.

Договоритесь между собой и выполните работу.

Дети выступают по группам.

9. Обобщение.

- Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Сам А.С. Пушкин о своих сказках говорил так: (Слайд 19)

«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

(А.С. Пушкин)

- Какой урок мы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?

(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) .

10. Оценка работы детей.

- Давайте заглянем в наши ларцы знаний…

Тем ребятам, кто активно работал и набрал 4 и более орешков, оценка «5», а тем, кто набрал мало орешков, предоставляется возможность отличиться на следующем уроке.

11. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок сказки

А.С. Пушкина наизусть. (Слайд 20)

- Думал ли А.С.Пушкин в 1831 году, когда писал сказку, что дети

3 «А» класса с удовольствием и интересом будут читать её в XXI веке?! И не только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать их за знание его сказок.

12. Рефлексия.

- Закончить хочу урок словами стихотворения... (Слайд 21)

(Звучит фонограмма музыки)

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова — алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза!

Даже если мы уже не дети,

В тридцать, сорок или шестьдесят.

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять!

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом.

Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!

- Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, юных актеров за великолепное воплощение в образы пушкинских героев, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку.

Урок окончен! Всем спасибо! (Слайд 22)
Категория: Занятия | Просмотров: 984 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar