
Главная » 2015 Март 4 » Конспект занятия на тему: А. С. Пушкин в школе
13:43 Конспект занятия на тему: А. С. Пушкин в школе | |
Тема: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"
Цели. 1. Создание условий для формирования у учащихся умений и навыков проектирования. 2. Способствовать умению ставить перед собой задачи и искать пути их решения. 3. Развитие индивидуальности и творческой самореализации учащихся. Задачи. Образовательные. Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с биографией поэта, учить понимать смысл сказки, анализировать поступки героев, учить проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина. Развивающие. Развивать навыки выразительного чтения, формировать умение самостоятельного поиска информации, развивать мышление, умение работать в группах, сотрудничать. Воспитательные. Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина, к чтению, воспитывать терпимость, милосердие, коммуникабельность, отзывчивость. Оборудование: портрет А.С.Пушкина; презентация: "Мой А.С.Пушкин", рисунки детей к сказкам Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина. Ход урока. Орг.момент. Все в нем Россия обрела - Свой древний гений человечий, Живую прелесть русской речи, Что с детских лет нам так мила, - Все в нем Россия обрела. Мороз и солнце: Строчка - ода. Как ярко белый свет горит! Доныне русская природа Его стихами говорит. (Н.Доризо) - Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У нас в классе присутствует много гостей. Это - учителя, они пришли посмотреть, как мы с вами работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными и активными, мы начинаем урок. 2. Сообщение темы урока. На протяжении нескольких уроков мы занимались проектом по исследованию произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”. Вы разделились на группы, каждая группа хорошо поработала, собрали много интересного материала, занимались исследованием и поиском доказательств того, что действительно ли сказки: А.С.Пушкина близки к народным. И сегодня у нас урок-отчёт, мы посмотрим, что же у нас получилось. - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова художницы Татьяны Мавриной (запись на доске). “Сказки Пушкина…для меня, как народные. Более русского поэта и не сыскать”. Т.Маврина - Почему же Т.Маврина так охарактеризовала поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст наш урок! - А.С. Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, но каждое его слово полно смысла и поэтичности. - Сегодня ребята приготовили небольшое сообщение о жизни поэта, давайте их послушаем. 3. Сообщение о биографии поэта. Трудно найти в нашей стране человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли "солнцем русской поэзии". Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка - Мария Александровна Ганнибал и няня - отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому, арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал. Первые слова комедии он написал в восемь лет, в девять лет - басни, пьесы и даже сказочную поэму. Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет. Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено веселый и угловатый, застенчевый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый подросток с толстыми губами. В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было опубликовано первое стихотворение "К другу стихотворцу". А уже восемнадцати летний поэт пишет много политических и вольнолюбивых стихов. По окончании Лицея, Пушкин приезжает в Питербург, куда был определен на службу. Молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Там он пишет "Руслан и Людмила", а также свободолюбивые, высмеивающие власть стихи. За это его выслали на юг России, позднее будет Одесса, имение Михайловское. Именно в селе Михайловское он вплотную столкнется с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. Но и там не покидала его няня, она, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их записывал, запоминал. Александр Сергеевич Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это "Сказка о Медведихе", которая так и не была закончена. А "Сказка о царе Салтане" создана в споре. Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это была юная, необыкновенной красоты девушка. Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин, защищая свою честь и честь своей жены, был смертельно ранен на дуэли. 29 января 1837 года Пушкина не стало. Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и ссылках. По словам Твардовского Пушкин - это часть культуры нашей страны и его творчество будет жить. (4 учащихся делают заранее подготовленное сообщение). - Молодцы, ребята, очень интересное сообщение подготовили. (Учитель оценивает учащихся) - Как вы, думаете, откуда у поэта такая любовь русским народным сказкам? (Её привила няня Арина Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал) 4. Словарная работа. - Пушкин первый из поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно, звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью, русского языка и не переставал изучать его всю жизнь. - А мы тоже с вами занимались изучением, но уже “пушкинского языка” в сказке о царе Салтане. Автор использует много слов, понятных народу того времени. Сейчас мы называем их устаревшими. - А как эти слова называются в русском языке ? (Архаизмы, учитель прикрепляет к доске карточку с названием) - Ребята из следующей группы подготовили словарь устаревших слов. (Дети показывают картинки архаизмов и объясняют их значение) Кроссворд: По горизонтали: Лёгкая волна. Возвратиться туда, откуда пришёл. Большие старинные кареты. Женщина с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой. Официальный письменный документ, устанавливающий или удостоверяющий что-либо. Послание, письмо, записка… Ходить попарно. Запрещённый товар. Очень торопясь. Наспех, наскоро, поспешно… Весёлое животное, склонное к забавным выдумкам, затеям. Верх, купол церковного здания. Из сего места, области или города. Укоряет кого-нибудь. Горевать, тосковать, скорбеть, печалиться. С большим трудом, едва. Первобытное оружие в виде гибкой дуги, которая стянута тетивою, для метания стрел. Чистая, светлая, парадная комната в доме. Большое помещение, роскошно отделанное или предназначенное для каких-нибудь специальных целей. Буйный. Драгоценный камень. Отправить в скрытое, потаённое место. Железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия. Клюв. Отточил, сделал острым. По вертикали: 3. Задняя часть судна. 6. Кольчуга (рубашка воина из железных или стальных колец). 8. Воины. 9. Место выезда и въезда в город. 12. Трон царя. Приказ, распоряжение. Сторожить. Величественная, важная, внушающая уважение. Сталь, стальное оружие, меч. Город. Слушает кого-что-нибудь, устремляет внимание на кого-что-нибудь. Громко, пронзительно закричал. Успокаивает, усмиряет. Старая русская мера длины, равная 71 см. Лицо, спешно посланное с каким-нибудь сообщением в далекое место. Говорит. Получил имя, назвался. Родственница или родительница кого-нибудь из супругов по отношению к другому такому родственнику. Почтенные, уважаемые, почетные. Произнести, сказать, выговорить. Ухаживают, окружают заботой. Молодая замужняя женщина. Отдельный дом в виде башни. Золото. Скрытно, украдкой, втихомолку. Область, которою управлял князь на правах владетеля. Чиновник в Древней Руси. В деревенских избах и в старину в городских домах - помещение между жилой частью дома и крыльцом. (Разгадываем кроссворд) - “Сказка скоро сказывается, да не скоро дело делается!”. - Что это за выражение? (Присказка) - У Пушкина тоже были свои присказки. Воспользуемся одной из них для минутного отдыха. 5. Физминутка. “Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево) Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь) Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо) В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь) И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны) Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”). 6. Чтение отрывков из произведения. - Мы читали сказку А.С.Пушкина “О царе Салтане…” и занимались её иллюстрированием. Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для нашей выставки! (Учитель показывает указкой на стенд с рисунками) - Давайте их оживим! - Для этого, вспомним, как надо читать стихи! На доске появляются слова: - интонация, - дикция, - логическое ударение. Учитель показывает на один из рисунков. - Чей это рисунок? (И так 5 рисунков) 5 учащихся читают отрывки из сказки к своим рисункам. - Удалось ли ребятам “ оживить свои рисунки”? 7. Инсценировка. - “Сказка лож, да в ней намёк - добрым молодцам урок”. - Такие строчки встречаются практически в каждой сказке. О каком намёке идёт речь? Что обязательно есть в любой сказке? (Мысль) - Что обязательно происходит в каждой сказке? (Добро побеждает зло) - Чему учит нас сказка Пушкина? (Сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым) - В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес. (Ученики демонстрируют подготовленный отрывок из сказки). - Спасибо, ребята, молодцы, вы отлично справились со своим заданием. Все аплодируют. 8. Риский-Корсаков и его опера «Сказка о царе Салтане» -Сегодняна уроке я хочу обратиться к музыкальной сказке Н. Римского-Корсакова – опере «Сказка о царе Салтане», ибо где, как не в сказочно-фантастической музыке, можно «услышать» и картины природы, и различные чудеса, представленные в волшебных звуках оркестра. -Сейчас я предоставлю вашему вниманию музыкальные фрагменты из оперы, а вы должны будете распознать о каком персонаже идет музыкальная речь. Белка. Музыкальная характеристика Белки, поручена ксилофону и флейте-пикколо. Обратите внимание на щелкающий характер звучания ксилофона, так точно воспроизводящего раскалывание золотых орешков, и на свистящий тембр флейты, придающий песенке Белки характер насвистывания. Богатыри. Музыка «второго чуда» - богатырей - нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. Этот звуковой фон, на котором выступают богатыри, создается различными группами инструментов, рисующих образ сильный, могучий, несокрушимый. Царевна Лебедь. Наконец, «третье чудо» является нам в сопровождении арфы - нежного и пленительного инструмента, передающего плавное скольжение прекрасной птицы по глади ночного моря, освещенного луной. Пение Лебедь-птицы поручено солирующему гобою - инструменту, напоминающему своим звучанием голос водяной птицы. 9. Характеристика героев. (Дети собираются в группы) Задача : дать характеристику героев сказки по плану. Читаем на доске. 1ученик- пишет о царе Салтане, 1 ряд- оГвидоне, 2 ряд- о Царевне-Лебеди, 3 ряд- о Поварихе. Проверка каждой группы и индивидуальной работы. -Какие же есть герой в сказке? 10. Замысел сказки А.С. Пушкина -Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке? - Как могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру? -Сформулируйте, чему нас читателей учит А.С. Пушкин, посредством своей сказки?(прощать , быть терпимым друг к другу, не завидовать) 11 Анализ сказочных примет. -Давайте посмотрим, чем же отличается сказка А.С. Пушкина от фольклорных сказок? 1. Зачин у Пушкина отсутствует(читают) 2. Троекратное повторение событий- есть, три раза проезжал мимо острова Буяна, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза Салтан обещался приехать на славный остров. 3 . Волшебные события, герои, предметы.( рос не по дням , а по часам; лебедь, чародей; белка, тридцать три богатыря) 4 Сказочный язык .Эпитеты . Пушкин использует в сказке фольклорные эпитеты и использует свои. 5. Зло в сказках наказывается, а у А.С. Пушкина прощено 6. Сказочная концовка- есть. (прочитать) 12. Подведение итогов проекта. - Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу нашего урока. - Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной? - Где черпал сюжеты для своих сказок поэт? - Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам? - Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной? 13. Рефлексия. - Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы узнать, что нового вы открыли для себя на этом уроке. - Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: “на уроке чтения я …”, напишите, что вам запомнилось, что понравилось? Какое настроение было у вас? Урок окончен, всем спасибо. | |
|
Всего комментариев: 0 | |