
Главная » 2015 Март 4 » Конспект урока-занятия по А. С. Пушкина в школе
13:42 Конспект урока-занятия по А. С. Пушкина в школе | |
Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, используя литературное слово, музыку.
Задачи: образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы; развивающие: развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения; развитие умения сравнивать, обобщать информацию, делать выводы; воспитательные: воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей); Форма работы: фронтальная и групповая. Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков. Материал для чтения: А. С. Пушкин. “Зимний вечер”. Оборудование и учебные материалы: учебник “Литературное чтение. 3 класс” (ч.2) Чуракова; звукозаписи произведений: Вивальди “Зима”, музыка для релаксации, романс на слова Пушкина; презентация, мультимедийный проектор, видео-запись картин зимы, портрет поэта, иллюстрации на тему “Зима”. Ход урока Проверка дом задания - В каком разделе мы находимся? - С какими произведениями Пушкина мы познакомились? Определите их жанры? _ Что было задано на дом? ( проверка 2-3 чел) Самоопределение к деятельности. “Смотрю на пушкинский портрет, Мой взгляд скользит сквозь толщу лет… О чем задумался поэзии кумир: Проникнуть бы в его душевный мир…” Сегодня мы продолжаем изучение этого же раздела. Но произведение будет новое. Звучит фонограмма произведения Вивальди “Зима”(говорит учитель о природе под презентацию). Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы. Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. И А.С , Пушкин не остался равнодушным к этому времени года. Вы поняли это из вчерашнего урока. А Какое произведение он создал, узнайте на с 117. Тема нашего урока “Зимний вечер” А.С.Пушкин. XIX век. Михайловское. Зима. Вечер. Домик няни Пушкина . В окне горит свет. Сядем поближе друг к другу и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина. Няня Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина – открыла поэту мир сказки; она знала русские народные сказки, любила их, хорошо рассказывала и привила любовь к ним поэту; – пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа; – от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок. – Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы… ( слушание или аудиозапись) В) Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем (либо чтение аудио – запись). У. Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения? Д. Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др. У. – Понравилось ли вам стихотворение? – От чьего имени ведется рассказ? -Какое настроение у рассказчика? У. У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню. – Какой вы представляете няню поэта? Д. Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами. У. Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста. Д. “Мой друг”, “моя старушка”, “добрая подружка”. У. Что вы думаете об отношении Пушкина к няне? Д. Он очень любит ее, заботится о ней. Слайд 2 Арина РОдионовна – Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. – Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет. Вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. – Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в Москве и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. – Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Друзья находились далеко, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. Не один вечер провёл Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь её рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней. Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении “Зимний вечер”. Физкультминутка для глаз. Г) Словарно-лексическая работа. – Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом. У. Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении? Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра. Мгла – непрозрачный воздух (сумрак, темнота) Обветшалая кровля – старая крыша. Кровля – (крыша) Ветхая – (дряхлая, старая) Лачужка – небольшая старенькая избушка; бедное, темное жилище Кроет – покрывает. Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом; предмет для накручивания нити, приспособление для прядения. – Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.) Анализ стихотворения. 1) Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов. У. Просмотрите самостоятельно стихотворение. Сколько строф? 4 Подумайте на сколько частей можно его разделить. Д. Стихотворение можно разделить на 4 части. В каждую строфу вошло 8 строк. Это восьмистишье.- строфа с 8-ю стихотворными строками. Работа в тетради. С 61 № 4 3) У. Прочитайте первую часть стихотворения. О чем говорится? Картина зимнего вечера. Буря. – 1 часть. – Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.) В первой строфе создаётся впечатление снежной катастрофы: - Как мы понимаем, что был вечер? -Какая погода была в тот вечер? У. Прочитайте вторую часть стихотворения. О чем говорится ? (Чтение второй строфы.) Как выглядит жилище? – Может ли комната быть печальной? – Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? (“Ветхая лачужка”, “печальна и темна”, “бури завываньем”, “утомлена”, “дремлешь”.) К кому обращается автор? (О няне) Это обращение у ч с 118 Определение. – Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. (“Добрая подружка”.) – С какой просьбой он обращается к няне? (“Выпьем, добрая подружка”; “Спой мне песню”.) – Что поэт просит няню спеть? Спеть народную песню. -Какое настроение у автора? (Грустное.)– В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в ссылке. Вдали от друзей и родных .-О чем он просит няню? – Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. У. Прочитайте третью часть стихотворения. – Передаётся ли настроение обитателям избушки? (Конечно, передаётся. Лирический герой замечает, что “его” старушка приумолкла у окна, и начинает волноваться, пытаясь понять причину этого: то ли няня устала слушать завывание бури, то ли задремала под звуки веретена. ) Как лирический герой пытается изменить ситуацию? Сначала он предлагает няне выпить для того, чтобы можно было взбодриться, вспомнить былое. Потом предлагает спеть песню, которую он знает с детства. – Найдите слова, отражающие настроения автора. (“Бедной юности моей”; “Выпьем с горя”; “Сердцу будет веселей”.) Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело. – Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне выпить с горя, спеть песню и -забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет. Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре? Чтение четвертой строфы. Сердцу будет веселей – Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? (Повторяются строчки.) – Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы.) – Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину.) – Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что “сердцу будет веселей”, и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые.) Работа в парах. ЦИТАТНЫЙ ПЛАН _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ – Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения. (В парах.) Мы составили цитатный план. 1. Буря. 2. Ветхая лачужка. 3. Спой мне песню. 4. Сердцу будет веселей. Работа в группах. 1 группа: подобрать синонимы к слову “буря”. ( Метель, буран, вьюга, пурга. ) 2 группа : найдите примеры олицетворения (Со зверем: “То, как зверь она завоет…”;С ребёнком: “То заплачет, как дитя…”; С путником: “То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит”.) 3 группа : с кем или с чем автор сравнивает бурю? Озвучивание результатов. В литературе такой приём называется сравнением. Его описание в книгочее с 114 Запишите примеры сравнения в тетрадь. Работа в тетради с 61 № 1 Итог урока Заполните таблицу . ФИО ______________________________________________________ обращение Сопоставление людей, животных, предметов и явлений по внешнему виду или внутреннему сходству. сравнение Наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами. олицетворение Слово или несколько слов, называющих того , к кому обращаются с речью. 7. Рефлексия Проанализируйте свою работу на уроке. Я познакомился с новым стихотворением А С Пушкина Узнал, кто такая Арина Родионовна Я узнал, что такое восьмистишье Я узнал, что такое обращение 8. Итог урока. Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление? – Какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими родителями? – Кого бы хотели поблагодарить за работу в парах? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.) Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями. Пожмите друг другу руки, если вам понравилось работать в паре. – Удалось решить поставленную задачу? -Что на уроке у вас получилось? 9. Дифференцированное домашнее задание. Выберите свой вариант д/з. 1в. Выразительное чтение стихотворения 2в. Выучить отрывок из стихотворения наизусть. 3в. Выучите всё стихотворение наизусть. | |
|
Всего комментариев: 0 | |