Главная » 2015 » Март » 4 » Конспект урока-занятия по А. С. Пушкина в школе
13:42
Конспект урока-занятия по А. С. Пушкина в школе
Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя, используя литературное слово, музыку.

Задачи:

образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; показать музыку как средство, которое учит слышать, чувствовать и понимать истинные человеческие ценности, в том числе красоту природы;
развивающие: развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения; развитие умения сравнивать, обобщать информацию, делать выводы;
воспитательные: воспитывать чувства уважения и почитания к пожилым людям; воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей);

Форма работы: фронтальная и групповая.

Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков.

Материал для чтения: А. С. Пушкин. “Зимний вечер”.

Оборудование и учебные материалы: учебник “Литературное чтение. 3 класс” (ч.2) Чуракова; звукозаписи произведений: Вивальди “Зима”, музыка для релаксации, романс на слова Пушкина; презентация, мультимедийный проектор, видео-запись картин зимы, портрет поэта, иллюстрации на тему “Зима”.

Ход урока

Проверка дом задания

- В каком разделе мы находимся?

- С какими произведениями Пушкина мы познакомились?

Определите их жанры?

_ Что было задано на дом? ( проверка 2-3 чел)

Самоопределение к деятельности.
“Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чем задумался поэзии кумир:
Проникнуть бы в его душевный мир…”

Сегодня мы продолжаем изучение этого же раздела. Но произведение будет новое.

Звучит фонограмма произведения Вивальди “Зима”(говорит учитель о природе под презентацию).

Мы все любим зиму с её чудесным лёгким морозцем и переливающимся снегом, с её праздниками и даже бурями и метелями. Но ещё больше любили это время года русские поэты, находя в зиме много нового и неизведанного, превращая любой уголок природы в сказочные дворцы.
Зима всегда затрагивала сердца русских поэтов, художников, музыкантов. И А.С , Пушкин не остался равнодушным к этому времени года. Вы поняли это из вчерашнего урока. А Какое произведение он создал, узнайте на с 117.

Тема нашего урока “Зимний вечер” А.С.Пушкин.

XIX век. Михайловское. Зима. Вечер. Домик няни Пушкина . В окне горит свет. Сядем поближе друг к другу и побываем в гостях у Арины Родионовны и Пушкина.

Няня Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина – открыла поэту мир сказки;

она знала русские народные сказки, любила их, хорошо рассказывала и привила любовь к ним поэту;

– пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
– от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.

– Поэт только что закончил стихотворение, и Арина Родионовна, единственная подруга, с которой ему не скучно, готова послушать своего любимца, Александра Сергеевича. Послушаем и мы… ( слушание или аудиозапись)

В) Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем (либо чтение аудио – запись).

У. Какое настроение возникло у вас после прослушивания стихотворения?

Д. Грустное, печальное, тоскливое, задумчивое и др.

У. – Понравилось ли вам стихотворение?

– От чьего имени ведется рассказ? -Какое настроение у рассказчика?

У. У автора грустное настроение, и оно передается на все, что его окружает, даже на няню.

– Какой вы представляете няню поэта?

Д. Старая седая женщина с морщинами на лице и добрыми глазами.

У. Как называет поэт Арину Родионовну? Подтвердите словами из текста.

Д. “Мой друг”, “моя старушка”, “добрая подружка”.

У. Что вы думаете об отношении Пушкина к няне?

Д. Он очень любит ее, заботится о ней.

Слайд 2 Арина РОдионовна

– Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.

– Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет. Вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина.

Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

– Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в Москве и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.
– Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с ней. Друзья находились далеко, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. Не один вечер провёл Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь её рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней.

Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении “Зимний вечер”.

Физкультминутка для глаз.

Г) Словарно-лексическая работа.

– Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом.

У. Какие непонятные слова или выражения встретились вам в стихотворении?

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Мгла – непрозрачный воздух (сумрак, темнота)

Обветшалая кровля – старая крыша.

Кровля – (крыша)

Ветхая – (дряхлая, старая)

Лачужка – небольшая старенькая избушка; бедное, темное жилище

Кроет – покрывает.

Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом; предмет для накручивания нити, приспособление для прядения.

– Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.)

Анализ стихотворения.

1) Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов.

У. Просмотрите самостоятельно стихотворение. Сколько строф? 4

Подумайте на сколько частей можно его разделить.

Д. Стихотворение можно разделить на 4 части.

В каждую строфу вошло 8 строк. Это восьмистишье.- строфа с 8-ю стихотворными строками.

Работа в тетради. С 61 № 4

3) У. Прочитайте первую часть стихотворения. О чем говорится?

Картина зимнего вечера. Буря. – 1 часть.

– Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя.)

В первой строфе создаётся впечатление снежной катастрофы:

- Как мы понимаем, что был вечер? -Какая погода была в тот вечер?

У. Прочитайте вторую часть стихотворения.

О чем говорится ? (Чтение второй строфы.)

Как выглядит жилище?
– Может ли комната быть печальной?

– Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? (“Ветхая лачужка”, “печальна и темна”, “бури завываньем”, “утомлена”, “дремлешь”.)

К кому обращается автор? (О няне)

Это обращение у ч с 118 Определение.

– Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. (“Добрая подружка”.)
– С какой просьбой он обращается к няне? (“Выпьем, добрая подружка”; “Спой мне песню”.)
– Что поэт просит няню спеть? Спеть народную песню.

-Какое настроение у автора? (Грустное.)– В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в ссылке. Вдали от друзей и родных .-О чем он просит няню? – Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек.

У. Прочитайте третью часть стихотворения.

– Передаётся ли настроение обитателям избушки? (Конечно, передаётся. Лирический герой замечает, что “его” старушка приумолкла у окна, и начинает волноваться, пытаясь понять причину этого: то ли няня устала слушать завывание бури, то ли задремала под звуки веретена. )

Как лирический герой пытается изменить ситуацию? Сначала он предлагает няне выпить для того, чтобы можно было взбодриться, вспомнить былое. Потом предлагает спеть песню, которую он знает с детства.

– Найдите слова, отражающие настроения автора.

(“Бедной юности моей”; “Выпьем с горя”; “Сердцу будет веселей”.)

Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

– Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне выпить с горя, спеть песню и -забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.

Что мы можем сказать о лирическом герое: сломлен его дух или он противостоит буре?

Чтение четвертой строфы. Сердцу будет веселей

– Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? (Повторяются строчки.)
– Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы.)
– Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину.)
– Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что “сердцу будет веселей”, и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые.)

Работа в парах.

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН

_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

– Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения. (В парах.)

Мы составили цитатный план.

1. Буря.

2. Ветхая лачужка.

3. Спой мне песню.

4. Сердцу будет веселей.

Работа в группах.

1 группа: подобрать синонимы к слову “буря”.

( Метель, буран, вьюга, пурга. )

2 группа : найдите примеры олицетворения

(Со зверем: “То, как зверь она завоет…”;С ребёнком: “То заплачет, как дитя…”;
С путником: “То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит”.)

3 группа : с кем или с чем автор сравнивает бурю?

Озвучивание результатов.

В литературе такой приём называется сравнением. Его описание в книгочее с 114

Запишите примеры сравнения в тетрадь. Работа в тетради с 61 № 1

Итог урока

Заполните таблицу . ФИО ______________________________________________________

обращение


Сопоставление людей, животных, предметов и явлений по внешнему виду или внутреннему сходству.

сравнение


Наделение животных, предметов, растений, явлений природы человеческими качествами.

олицетворение


Слово или несколько слов, называющих того , к кому обращаются с речью.

7. Рефлексия Проанализируйте свою работу на уроке.

Я познакомился с новым стихотворением А С Пушкина
Узнал, кто такая Арина Родионовна
Я узнал, что такое восьмистишье
Я узнал, что такое обращение

8. Итог урока.

Какая работа на уроке произвела на каждого из вас наибольшее впечатление?

– Какими знаниями вы хотели бы поделиться со своими родителями?

– Кого бы хотели поблагодарить за работу в парах? (Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.)
Молодцы! Вы все старались сегодня на уроке быть настоящими читателями.

Пожмите друг другу руки, если вам понравилось работать в паре.

– Удалось решить поставленную задачу? -Что на уроке у вас получилось?

9. Дифференцированное домашнее задание.

Выберите свой вариант д/з.

1в. Выразительное чтение стихотворения
2в. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.
3в. Выучите всё стихотворение наизусть.
Категория: Занятия | Просмотров: 196 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar