Главная » 2015 » Март » 4 » Конспект урока на тему: А.С.Пушкин 4 класс
14:22
Конспект урока на тему: А.С.Пушкин 4 класс
Тема урока: «Природа в лирике А.С.Пушкина»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Обучающие цели: на примере стихотворения А.С.Пушкина показать учащимся, как поэт глубоко чувствовал красоту пейзажей;

научить их анализировать лирические произведения;

познакомить учащихся с красотой заповедных Пушкинских мест.

Развивающие цели: развивать умение школьников работать с книгой, со справочной литературой, с компьютером, с интерактивной доской;

совершенствовать монологическую речь учащихся, их умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

Воспитывающие цели: воспитание у учащихся умения наблюдать и чувствовать родную природу и бережно к ней относиться;

воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование к уроку: интерактивная доска, ноутбук, слайды с изображением Пушкинских мест.



Технологии обучения: интерактивные технологии, презентация, здоровьесберегающие технологии, заочная экскурсия по Пушкинским местам.

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие класса и сообщение темы урока.

II Проверка домашнего задания

Письменный анализ стихотворений А.С.Пушкина по вариантам:

I Вариант «К И.И.Пущину»,

II Вариант «В глубине сибирских руд».

III Объяснения нового материала

Слово учителя. Среди стихотворений А.С.Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины природы.

С детских лет, когда А.С.Пушкин приезжал на лето в Захарово, в Михайловское, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла своё художественное выражение в стихотворениях и в романе «Евгений Онегин».

Сегодня мы совершим с вами заочную экскурсию по Пушкинским местам. Красота этих заповедных мест не может оставить равнодушным ни одного человека, кто хоть раз там побывал, а проведут эту экскурсию Васильев А., Ширяева Е., Брижеватая Ю., Белоусова О. (Приложение № 1).

Слово учителя. Но к реалистическому изображению природы поэт подошёл не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят драматический характер. Таковы стихотворения «Погасло дневное светило» и «К морю».

Одно было написано в начале южной ссылке, другое – в конце.

Первое стихотворение навеяно переездом по морю в Крым. Оно хорошо передаёт взволнованное настроение поэта, потрясённого и новыми впечатлениями южной природы – моря и Крымских гор.

Чтение стихотворения «Погасло дневное светило» учителем.

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный...

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые,

Подруги тайные моей весны златыя,

И вы забыты мной... Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан...

В стихотворении «К морю» А.С.Пушкин прощается с морем перед отъездом во вторую ссылку, в село Михайловское. Море потому близко и дорого А.С.Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, то есть таких качеств, которые особенно привлекают поэта. Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, реторическими вопросами, эпитетами и метафорами.

Чтение и анализ стихотворения «К морю».

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег!

Ты ждал, ты звал... я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я...

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Стихотворение «К морю» было прощанием А.С.Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. С переходом поэта к реалистическому творчеству изменяется и характер изображения им природы.

В своей реалистической пейзажной лирике А.С.Пушкин рисует внешне скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Презентация учащихся «Времена года в творчестве А.С.Пушкина». Представляют презентацию Перяков В., Маслова М., Максимова С., Чеснов К. (Приложение № 3).

Физкультурная минутка.

Упражнение для глаз «пальминг».

Учитель показывает, а учащиеся повторяют это упражнение.

Перяков В.: «Земля отцов и дедов неотделимо влекла к себе А.С.Пушкина, давая ему желанный покой и вдохновение. Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь с 1922 года считаются заповедными. А.С.Пушкин не раз подчёркивал, что секрет красоты этих мест, волнующих душу в удивительно трогательном русском пейзаже, в который можно «всматриваться и вслушиваться» бесконечно, и тогда откроется «очей очарованья», захочется писать и рассказывать об увиденном».

Демонстрация презентации учащихся.

IV Выставление оценок за урок

VIII Домашнее задание

Выучить стихотворение «Зимнее утро» или отрывок из «Евгения Онегина» (Глава 4) «Уж небо осенью дышало…».
Категория: Занятия | Просмотров: 407 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar