
Главная » 2015 Март 4 » Конспект урока на тему: А.С.Пушкин 4 класс
14:22 Конспект урока на тему: А.С.Пушкин 4 класс | |
Тема урока: «Природа в лирике А.С.Пушкина»
Тип урока: урок изучения нового материала. Обучающие цели: на примере стихотворения А.С.Пушкина показать учащимся, как поэт глубоко чувствовал красоту пейзажей; научить их анализировать лирические произведения; познакомить учащихся с красотой заповедных Пушкинских мест. Развивающие цели: развивать умение школьников работать с книгой, со справочной литературой, с компьютером, с интерактивной доской; совершенствовать монологическую речь учащихся, их умения правильно и лаконично излагать свои мысли. Воспитывающие цели: воспитание у учащихся умения наблюдать и чувствовать родную природу и бережно к ней относиться; воспитывать любовь к родному краю. Оборудование к уроку: интерактивная доска, ноутбук, слайды с изображением Пушкинских мест. Технологии обучения: интерактивные технологии, презентация, здоровьесберегающие технологии, заочная экскурсия по Пушкинским местам. Ход урока I Организационный момент Приветствие класса и сообщение темы урока. II Проверка домашнего задания Письменный анализ стихотворений А.С.Пушкина по вариантам: I Вариант «К И.И.Пущину», II Вариант «В глубине сибирских руд». III Объяснения нового материала Слово учителя. Среди стихотворений А.С.Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины природы. С детских лет, когда А.С.Пушкин приезжал на лето в Захарово, в Михайловское, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла своё художественное выражение в стихотворениях и в романе «Евгений Онегин». Сегодня мы совершим с вами заочную экскурсию по Пушкинским местам. Красота этих заповедных мест не может оставить равнодушным ни одного человека, кто хоть раз там побывал, а проведут эту экскурсию Васильев А., Ширяева Е., Брижеватая Ю., Белоусова О. (Приложение № 1). Слово учителя. Но к реалистическому изображению природы поэт подошёл не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят драматический характер. Таковы стихотворения «Погасло дневное светило» и «К морю». Одно было написано в начале южной ссылке, другое – в конце. Первое стихотворение навеяно переездом по морю в Крым. Оно хорошо передаёт взволнованное настроение поэта, потрясённого и новыми впечатлениями южной природы – моря и Крымских гор. Чтение стихотворения «Погасло дневное светило» учителем. Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный... И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает; Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль, неси меня к пределам дальним По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей, Страны, где пламенем страстей Впервые чувства разгорались, Где музы нежные мне тайно улыбались, Где рано в бурях отцвела Моя потерянная младость, Где легкокрылая мне изменила радость И сердце хладное страданью предала. Искатель новых впечатлений, Я вас бежал, отечески края; Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья; И вы, наперсницы порочных заблуждений, Которым без любви я жертвовал собой, Покоем, славою, свободой и душой, И вы забыты мной, изменницы младые, Подруги тайные моей весны златыя, И вы забыты мной... Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило... Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан... В стихотворении «К морю» А.С.Пушкин прощается с морем перед отъездом во вторую ссылку, в село Михайловское. Море потому близко и дорого А.С.Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, то есть таких качеств, которые особенно привлекают поэта. Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, реторическими вопросами, эпитетами и метафорами. Чтение и анализ стихотворения «К морю». Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег! Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я... О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. Стихотворение «К морю» было прощанием А.С.Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. С переходом поэта к реалистическому творчеству изменяется и характер изображения им природы. В своей реалистической пейзажной лирике А.С.Пушкин рисует внешне скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Презентация учащихся «Времена года в творчестве А.С.Пушкина». Представляют презентацию Перяков В., Маслова М., Максимова С., Чеснов К. (Приложение № 3). Физкультурная минутка. Упражнение для глаз «пальминг». Учитель показывает, а учащиеся повторяют это упражнение. Перяков В.: «Земля отцов и дедов неотделимо влекла к себе А.С.Пушкина, давая ему желанный покой и вдохновение. Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь с 1922 года считаются заповедными. А.С.Пушкин не раз подчёркивал, что секрет красоты этих мест, волнующих душу в удивительно трогательном русском пейзаже, в который можно «всматриваться и вслушиваться» бесконечно, и тогда откроется «очей очарованья», захочется писать и рассказывать об увиденном». Демонстрация презентации учащихся. IV Выставление оценок за урок VIII Домашнее задание Выучить стихотворение «Зимнее утро» или отрывок из «Евгения Онегина» (Глава 4) «Уж небо осенью дышало…». | |
|
Всего комментариев: 0 | |