
Главная » 2015 Март 4 » Конспект логопедического занятия по сказкам Пушкина в старшей группе
13:21 Конспект логопедического занятия по сказкам Пушкина в старшей группе | |
Цели урока: Обучающие: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания;
Развивающие: развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного и беглого чтения; Воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся. Оборудование: использование презентации «А.С.Пушкин. Сказки». Орг. момент. Речевая разминка. - Прочитайте «Птичьим базаром»: Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входит семь богатырей, Семь румяных усачей. -Откуда эти строки? -Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно. 3. Постановка цели урока. Актуализация знаний. А) Предварительная беседа. -Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома? -Какие вы читали самостоятельно? Использование презентации «Сказки А.С. Пушкина». (Дети читают отрывок из сказки. По тексту и иллюстрации отгадывают название сказки.) 1 слайд. Портрет писателя. (Учитель рассказывает о жизни писателя. Материал прилагается.) 2 слайд. Узнай сказку. - Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина. 3 слайд, 4 слайд. -Прочитаем. Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» -Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».) 5слайд, 6 слайд. -Прочитаем отрывок. Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!» -А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».) 7слайд, 8 слайд. Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. -Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».) 9слайд, 10 слайд. -Читаем дальше. Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. -Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».) 11слайд, 12 слайд. «Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». -Вспомнили. -Что ответило солнце Королевичу Елисею? 13 слайд. Рекомендательный список по сказкам А.С. Пушкина для самостоятельного чтения. В)Вывод. Чтение статьи (стр.84 учебника). -Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила». -Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.) 4. Изучение нового материала. -Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова. А) Чтение стихотворения учителем. (две последних строки - не читать). -Почему я не прочитала вам последние две строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.) Б) Словарная работа. -Что такое Лукоморье? Кто знает? -Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске.) -Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.) Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает. -Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.) -Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре- на заре. -Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет - берет в плен. Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет – сохнет. В) Техника чтения. -Какие слова кажутся вам трудными для чтения? (Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги.) у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых не-ви-дан-ных из-буш-ка при-хлы-нут трид-цать пре-крас-ных ми-мо-хо-дом Г) Выразительное чтение детьми. Физкультминутка. 5.Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста. -Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки) 6. Итоги урока. -Произведение, какого писателя читали? -Какая сказка вам понравилась больше всего? Домашнее задание. Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки идо конца.) Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок А.С. Пушкина. Дополнительный материал. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.) Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи. Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин. | |
|
Всего комментариев: 0 | |