Главная » 2015 » Март » 5 » Классный час по теме: "А.С.Пушкин" 2 класс
17:57
Классный час по теме: "А.С.Пушкин" 2 класс
Тема: Друзья мои, прекрасен наш союз!

Цели:

-расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина,

-развивать умения выразительного чтения,

-воспитывать любовь и гордость к русской поэзии.

КМО: а/м – П.И.Чайковский «Времена года», портреты А.С.Пушкина.

Место проведения: актовый зал «ПЛ -21»

Автор разработки: преподаватель литературы Збродько В.Г.

Новокузнецк

Друзья мои, прекрасен наш союз!

(звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», на экране портрет А.С.Пушкина)

Сказочница: Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Первая девица: «Кабы я была царица,-

Сказочница: Говорит одна девица,-

Первая девица: То на весь крещёный мир,-

Приготовила б я пир».

Вторая девица: «Кабы я была царица,-

Сказочница: Говорит её сестрица,-

Вторая девица: То на весь бы мир одна,-

Наткала б я полотна».

Третья девица: «Кабы я была царица.-

Сказочница: Третья молвила сестрица,-

Третья девица: Я б для батюшки – царя

Родила б богатыря».

Сказочница: Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

Царь: Здравствуй, милая девица,-

Говорит он,- будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы, голубушки- сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха.

Преподаватель: Кто не знает автора этой сказки?

В июне, когда земля ещё яблоневого цвета, родился Пушкин. Глубокой зимой, когда земля покрыта снегами, Пушкина не стало.

Чем дальше от нас он по рождению, тем ближе к нам и современнее. Не одно поколение людей постигло ту простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни, в мыслях, делах. Заменить великого поэта нельзя, но сохранить память о нём - это наш долг, наша обязанность.

Тема нашего классного часа: лицейские годы Пушкина. «Друзья мои, прекрасен наш союз!

1 ведущий: Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799г в Москве. Отец его, Сергей Львович(1771- 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрёл известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, происходила от Ганнибала, Петровского «арапа», изображённого в романе Пушкина.

2 ведущий: Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: « До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме.

Страсть к поэзии появилась в нём с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

3 ведущий: В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения - Лицея в Царском Селе, при дворце Александра первого. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

4ведущий: Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само месторасположение делало его как бы придворным учебным заведением.

1 ведущий: В лицее процветал культ дружбы. Однако в реальности лицеисты распадались на группы, отношения между которыми порой были весьма конфликтными. Пушкин примыкал к нескольким, но не был безоговорочно принят ни в одну. Можно предположить, что Пушкин ревниво боролся за признание своего поэтического первенства в лицейском кругу. Наиболее тесными были дружеские связи Пушкина с Дельвигом, Пущиным, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина. Но и здесь не всё было просто.

В дальнейшем, когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, всё сглаживалось. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами всё крепче связывал «лицейский круг».

Отношения с товарищами складывались не просто. Даже самые доброжелательные из них не могли в дальнейшем не упомянуть его глубокой ранимости, легко переходившей в дерзкое и вызывающее поведение.

Нелюбимый ребёнок в семье, рано и неравномерно развивающийся, Пушкин-юноша, видимо, был глубоко не уверен в себе. Это вызывало браваду, молодечество, стремление первенствовать. Дома его считали увальнем - он начал выше всего ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя.

Глубокой привязанности к родителям у Пушкина не было. Однако потребность в такой привязанности, видимо, была исключительно сильна. Это наложило отпечаток на отношения Пушкина с людьми старше его по возрасту. С одной стороны, он в любую минуту был готов взбунтоваться против авторитета, снисходительность или покровительство старших были ему невыносимы. С другой, он тянулся к ним, жаждал их внимания, признание с их стороны было ему необходимо. Он хотел дружбы с ними.

2 ведущий:19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днём в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем. Ну, хотя бы нашумевшая история с «гогель - могелем». История такая: компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроили тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток «гогель-могель» и стали распивать. Одного из товарищей Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову. Начались расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донёс о случившемся исправляющему должность директора профессору Гауэншильду, а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виновных, сделал им строгий выговор и передал дело на рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1.Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы.2.Сместить виновных на последние места за обеденным столом.3. Занести фамилии их, с прописанием виновности в книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске лицеистов, директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением, и дело сдано было в архив.

3 ведущий: Историю с «гогель-могелем» имеет в виду Пушкин в своём послании к Пущину.

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом пенистом вине?

Помнишь ли друзей шептанье

В круг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье,

Пламя трубок грошовых?

Закипев, о, сколь прекрасно

Токи дымные текли!

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался в дали,-

И бутылки вмиг разбиты,

И бокалы все в окно,

Всюду по полу разлиты

Пунш и светлое вино.

Убегаем торопливо…

4 ведущий: Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалось ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом.

4ведущий: Лицей был закончен – детство прошло. Началась жизнь. Расставание с детством и вступление во «взрослую» жизнь воспринималось Пушкиным, рвущимся из Лицея, торжественно.

(звучит музыка П. И.Чайковского « Времена года», на экране – Царскосельский Лицей, друзья А.С.Пушкина).



1 ведущий: Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье;

А ты, вино, в осенней стужи друг,

Полей мне в грудь отрадное похмелье,

Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать весёлых много лет.



2 ведущий:Я пью один; вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовёт;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждёт.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.
Категория: Классный час | Просмотров: 351 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar