
Главная » 2015 Март 5 » Классный час по теме: "А.С.Пушкин" 2 класс
17:57 Классный час по теме: "А.С.Пушкин" 2 класс | |
Тема: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Цели: -расширять знания учащихся о лицейских годах А.С.Пушкина, -развивать умения выразительного чтения, -воспитывать любовь и гордость к русской поэзии. КМО: а/м – П.И.Чайковский «Времена года», портреты А.С.Пушкина. Место проведения: актовый зал «ПЛ -21» Автор разработки: преподаватель литературы Збродько В.Г. Новокузнецк Друзья мои, прекрасен наш союз! (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», на экране портрет А.С.Пушкина) Сказочница: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Первая девица: «Кабы я была царица,- Сказочница: Говорит одна девица,- Первая девица: То на весь крещёный мир,- Приготовила б я пир». Вторая девица: «Кабы я была царица,- Сказочница: Говорит её сестрица,- Вторая девица: То на весь бы мир одна,- Наткала б я полотна». Третья девица: «Кабы я была царица.- Сказочница: Третья молвила сестрица,- Третья девица: Я б для батюшки – царя Родила б богатыря». Сказочница: Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во всё время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему. Царь: Здравствуй, милая девица,- Говорит он,- будь царица И роди богатыря Мне к исходу сентября. Вы, голубушки- сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной Вслед за мной и за сестрой: Будь одна из вас ткачиха, А другая повариха. Преподаватель: Кто не знает автора этой сказки? В июне, когда земля ещё яблоневого цвета, родился Пушкин. Глубокой зимой, когда земля покрыта снегами, Пушкина не стало. Чем дальше от нас он по рождению, тем ближе к нам и современнее. Не одно поколение людей постигло ту простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни, в мыслях, делах. Заменить великого поэта нельзя, но сохранить память о нём - это наш долг, наша обязанность. Тема нашего классного часа: лицейские годы Пушкина. «Друзья мои, прекрасен наш союз! 1 ведущий: Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799г в Москве. Отец его, Сергей Львович(1771- 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрёл известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, происходила от Ганнибала, Петровского «арапа», изображённого в романе Пушкина. 2 ведущий: Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: « До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нём с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребёнок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою». 3 ведущий: В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения - Лицея в Царском Селе, при дворце Александра первого. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина. Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями. 4ведущий: Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само месторасположение делало его как бы придворным учебным заведением. 1 ведущий: В лицее процветал культ дружбы. Однако в реальности лицеисты распадались на группы, отношения между которыми порой были весьма конфликтными. Пушкин примыкал к нескольким, но не был безоговорочно принят ни в одну. Можно предположить, что Пушкин ревниво боролся за признание своего поэтического первенства в лицейском кругу. Наиболее тесными были дружеские связи Пушкина с Дельвигом, Пущиным, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая глубокий след в душе Пушкина. Но и здесь не всё было просто. В дальнейшем, когда Пушкин смотрел на лицейские годы с высоты прожитых лет, всё сглаживалось. Потребность в дружбе «исправляла» память. Именно после разлуки, когда Лицей был за спиной, воспоминания оказались цементом, который с годами всё крепче связывал «лицейский круг». Отношения с товарищами складывались не просто. Даже самые доброжелательные из них не могли в дальнейшем не упомянуть его глубокой ранимости, легко переходившей в дерзкое и вызывающее поведение. Нелюбимый ребёнок в семье, рано и неравномерно развивающийся, Пушкин-юноша, видимо, был глубоко не уверен в себе. Это вызывало браваду, молодечество, стремление первенствовать. Дома его считали увальнем - он начал выше всего ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя. Глубокой привязанности к родителям у Пушкина не было. Однако потребность в такой привязанности, видимо, была исключительно сильна. Это наложило отпечаток на отношения Пушкина с людьми старше его по возрасту. С одной стороны, он в любую минуту был готов взбунтоваться против авторитета, снисходительность или покровительство старших были ему невыносимы. С другой, он тянулся к ним, жаждал их внимания, признание с их стороны было ему необходимо. Он хотел дружбы с ними. 2 ведущий:19 октября до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днём в его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пушкина связанно с лицеем. Ну, хотя бы нашумевшая история с «гогель - могелем». История такая: компания воспитанников с Пушкиным, Пущиным и Малиновским во главе, устроили тайную пирушку. Достали бутылку рома, яиц, натолкли сахару, принесли кипящий самовар, приготовили напиток «гогель-могель» и стали распивать. Одного из товарищей Тыркова, сильно разобрало от рома, он начал шуметь, громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера, и он доложил инспектору Фролову. Начались расспросы, розыски. Пущин, Пушкин и Малиновский объявили, что это их дело и что они одни виноваты. Фролов немедленно донёс о случившемся исправляющему должность директора профессору Гауэншильду, а тот поспешил доложить самому министру Разумовскому. Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал виновных, сделал им строгий выговор и передал дело на рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1.Две недели стоять во время утреней и вечерней молитвы.2.Сместить виновных на последние места за обеденным столом.3. Занести фамилии их, с прописанием виновности в книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске лицеистов, директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, имела влияние и на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением, и дело сдано было в архив. 3 ведущий: Историю с «гогель-могелем» имеет в виду Пушкин в своём послании к Пущину. Помнишь ли, мой брат по чаше, Как в отрадной тишине Мы топили горе наше В чистом пенистом вине? Помнишь ли друзей шептанье В круг бокалов пуншевых, Рюмок грозное молчанье, Пламя трубок грошовых? Закипев, о, сколь прекрасно Токи дымные текли! Вдруг педанта глас ужасный Нам послышался в дали,- И бутылки вмиг разбиты, И бокалы все в окно, Всюду по полу разлиты Пунш и светлое вино. Убегаем торопливо… 4 ведущий: Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина - высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалось ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. 4ведущий: Лицей был закончен – детство прошло. Началась жизнь. Расставание с детством и вступление во «взрослую» жизнь воспринималось Пушкиным, рвущимся из Лицея, торжественно. (звучит музыка П. И.Чайковского « Времена года», на экране – Царскосельский Лицей, друзья А.С.Пушкина). 1 ведущий: Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье; А ты, вино, в осенней стужи друг, Полей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать весёлых много лет. 2 ведущий:Я пью один; вотще воображенье Вокруг меня товарищей зовёт; Знакомое не слышно приближенье, И милого душа моя не ждёт. Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен- Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. | |
|
Всего комментариев: 0 | |