
Главная » 2015 Март 5 » Идейно-художественное своеобразие романа А.С. Пушкина «Дубровский»
14:31 Идейно-художественное своеобразие романа А.С. Пушкина «Дубровский» | |
План:
1.История создания романа "Капитанская дочка". 2.Главная тема и идея произведения. 3.Композиция романа. 4. «Капитанская дочка» - роман или повесть? 5.Роль эпиграфов в романе. 6.Система персонажей а) Вымышленные: Пётр Гринёв, Алексей Швабрин, Маша Миронова, Миронов Иван Кузьмич и Миронова Василиса Егоровна, Савельич. б) Исторические: Пугачёв, Екатерина II. 7.Образ стихии в романе. 8.Роман в оценке русской критики. История создания: “Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков. С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева. В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды. Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта. Главная тема и идея произведения. Основная проблема романа - проблема чести и долга, о чем говорит и эпиграф к произведению - русская пословица: "Береги честь смолоду". Все герои по-разному проявляют эти качества. Так, Петр Гринев, несмотря ни на что, не нарушает присяги, данной императрице, защищает Марью Ивановну Миронову, впоследствии ставшую его женой. Швабрин, наоборот, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, не разделяя взгляды предводителя восстания и не желая вникать в проблемы народа, в причины, побудившие его идти на крайние меры. Восстание он ненавидит и презирает народ. Крепостной слуга Савельич полностью предан своему молодому барину и помнит наказ старика Гринева следить за сыном, не спуская глаз. Капитан Миронов, отец Марьи Ивановны, комендант Белогорской крепости, до конца сражается с Пугачевым и честно выполняет свой долг. Где бы ни появлялся Петр Гринев, за ним всегда следует его дядька Савельич. Для него ухаживать и везде следовать за молодым барином - долг и обязанность. Он, что бы ни случилось, везде сопровождает своего барина, оберегая его от разных напастей. Капитан Иван Кузьмич Миронов, отец Маши Мироновой, погибает от рук Пугачева, при этом проявляя высокое понимание чести и долга. Он до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: "Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!" Так же поступает и Иван Игнатович, повторяя слова коменданта крепости, чего не скажешь об уряднике Максимыче, который переходит на сторону Пугачева. Женским образам повести также присуще понятие долга и верности. Маша Миронова, как и ее отец, когда речь зашла о ее чести, готова скорее умереть, чем сделать что либо противное ее совести. Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной "Историей пугачевского бунта" и когда писал "Капитанскую дочку". В этом произведении ставится важнейшая для позднего творчества Пушкина проблема: что происходит, когда история сталкивается с личной жизнью человека, каковы причины и следствия «русского бунта»? Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова "Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный" стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Тема крестьянских волнений становится центральной в творчестве Пушкина 1830-х годов. Само обращение к ней в тридцатые годы, когда по стране прокатилась волна волнений крестьян в военных поселениях, прошли холерные бунты, было актом гражданского мужества писателя. Но для Пушкина с присущим ему всегда историзмом мышления постановка вопроса о «русском бунте» была вполне закономерна. Одна из ведущих тем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — тема дома, семьи, семейных отношений. В «Капитанской дочке» автор представляет нам два семейства — Гриневых и Мироновых. Описания быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни. Как отмечает А. И. Ревякин, в образах Гриневых Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, «коренное» дворянство, так много сделавшее для русского государства, сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Очень добродушен Иван Кузьмич в собственной семье. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. В доме Мироновых, да и во всей крепости всем заправляет Василиса Егоровна, которая дела службы рассматривает как свои хозяйственные. Она не покидает мужа в последнюю минуту жизни: как и подобает офицерской жене, она остается рядом с Иваном Кузьмичом во время пугачевского нашествия. Вместе с мужем она погибает, не пожелав подчиниться самозванцу. Таким образом, «мысль семейная» в повести столь же важна, как и тема русского бунта. Именно в семье формируются нравственные качества человека, развиваются хорошие или дурные задатки, духовность, милосердие. Композиция романа. Повесть построена в форме семейных записок П.А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение». Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П.А. Гринёв - рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на пугачёвское восстание как на разбой, а на войско Пугачёва как шайку мошенников. Поэтому с первого взгляда, кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле всё это далеко не так. Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву. Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» - Гринёв и Маша Миронова - волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру. Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему. Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый - воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему укреплениях. В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в десятой - у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва - живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение. Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей». Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы. Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав. Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы. Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II. Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина. В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и январе месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно». Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы. Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый - единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого, как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции. Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв - Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым , и судьба Гринёва сложилась бы иначе. В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там - «мрак и вихорь», здесь - прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова. Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки. Это тем более интересно, что всегда верный правде Пушкин на этот раз отступает от неё. Так почему все-таки свой исторический роман Пушкин назвал «Капитанская дочка»? Мне кажется, что это название очень точно отражает его суть. В центре произведения Пушкина — рассказ о преданной и искренней любви. Ради нее Гринев отправляется в захваченную мятежниками крепость, а Маша Миронова отважно едет во дворец императрицы, чтобы просить за своего любимого. Она смогла отстоять свое право на счастье, спасти Гринева и добиться справедливости. И хотя в романе много героев, истинной героиней становится Мария Ивановна Миронова - робкая и несмелая девушка, которая в решительные моменты жизни смогла стать смелой и мужественной. Из застенчивой «трусихи», которая боится звука выстрелов, она вырастает в решительного человека, сумевшего доказать невиновность Гринева и отстоять свое право на счастье. Она истинная героиня романа. Поэтому, мне кажется, название произведения Пушкина отражает его суть — оно о капитанской дочке Маше Мироновой. «Капитанская дочка» - роман или повесть? Сам Пушкин, направив сначала первую часть «Капитанской дочки» (конец сентября 1836 года), а потом и весь ее текст (октябрь 1836-го) цензору П.А. Корсакову, неизменно называет свое произведение романом. Но первый же отклик на только что напечатанную в «Современнике» «Капитанскую дочку», принадлежащий В.Ф. Одоевскому, зафиксировал, что приятель Пушкина воспринимает это произведение как повесть. Так и пошло. Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью, а первый пушкинский биограф П.В. Анненков — романом. Для Чернышевского пушкинское произведение — повесть, для А.М. Скабичевского — роман. Автор первого капитального труда о «Капитанской дочке» Н.И. Черняев уверенно называет ее романом, а современник Черняева, известный литературовед Ю.И. Айхенвальд, — повестью. М. Горький убежден, что Пушкин написал исторический роман, а В.Б. Шкловский — что повесть. Те же жанровые разночтения мы встретим и в трудах советских литературоведов. Так что совсем неудивительным окажется тот факт, что в двух изданиях «Капитанской дочки», вышедших в серии «Литературные памятники», пушкинское произведение названо романом, а комментарий М.И. Гиллельсона и И.Б. Мушиной, называется «Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка’”». Кто же прав? «Среднюю эпическую форму чаще всего называют повестью. В древней литературе термин “повесть” имел более широкий смысл, обозначая вообще повествование. Повестью называют также “хронику” — произведение, представляющее собой изложение событий в хронологическом порядке. В начале XIX века термин “повесть” соответствовал тому, что теперь называют рассказом. Повесть (как средняя эпическая форма) отличается от рассказа тем, что дает ряд эпизодов, объединенных вокруг основного персонажа, составляющих уже период его жизни. Это уже иной тип жизненного процесса. В связи с этим повесть больше по объему, в нее входит более широкий круг персонажей; завязку, развязку, кульминацию образуют уже более развитые события; персонажи, взаимодействующие с основным, более широко обрисованы. Примером повести может служить “Капитанская дочка” Пушкина, композиционно образующая ряд эпизодов из жизни Гринева, составляющих определенный период его жизни». «Пушкин писал: “Под словом “роман” разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании”, подчеркивая тем самым эту синтетичность большой эпической формы и то, что в ней изображается именно сложный жизненный процесс — эпоха»”. Но разве в повествовании «Капитанской дочки» не развита историческая эпоха? Разве само это повествование не вымышлено? Выходит, что Л.И. Тимофеев сначала уверенно назвал «Капитанскую дочку» повестью, а потом опосредствованно — через пушкинское определение жанра — романом! Вспомним пушкинское толкование романа, которое цитировал Л.И. Тимофеев. Дословно оно звучит так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». И сравним его с тем, что пишет о романе М.М. Бахтин: «Изображение прошлого в романе вовсе не предполагает модернизации этого прошлого. Напротив, подлинно объективное изображение прошлого как прошлого возможно только в романе. Современность с ее новым опытом остается в самой форме видения, в глубине, остроте, широте и живости этого видения…» Иными словами, великий наш теоретик полностью подтвердил величайшего нашего практика: «новый опыт» современного взгляда на прошлое и есть вымысел художника, есть субъективное отношение творца к прошлому (в более широком смысле — ко времени, к эпохе), к известным и оттого не искажаемым историческим фактам. Стало быть, правильней называть «Капитанскую дочку» романом? Можно и повестью. Но только если учитывать, что повесть — это романное образование пусть и небольшой — «средней», как называют ее исследователи, формы. Важен в конечном счете не размер, а количество сюжетных линий, развитых в повествовании. Если таких линий несколько, мы имеем дело с романом или (не будем ломать привычного, устоявшегося, но, по-моему, нелепого представления о связи жанра литературной вещи с ее объемом) с повестью — маленьким романом. Если одна, — перед нами рассказ или новелла. А сколько сюжетных линий в «Капитанской дочке»? Кажется, впервые Н.Н. Страхов стал настаивать на одной только линии, на которую нанизан весь сюжет произведения Пушкина: «”Капитанская дочка” есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова». Заглавие статьи Г.П. Макогоненко «Исторический роман о народной войне» свидетельствует о другой — и тоже только одной! — сюжетной линии. Наконец, В.Г. Маранцман называет «Капитанскую дочку» «повестью о пугачевском мятеже». Роль эпиграфов в повести. Характер эпиграфов к «Капитанской дочке» весьма знаменателен. Пушкин любил снабжать свои повести и романы эпиграфами, но ни в одном из его прежних произведений нет эпиграфа, взятого из фольклора. Все эпиграфы заимствованы в основном из литературных источников, при некоторых даны ссылки на частные письма, на светскую болтовню. Очень много эпиграфов приводится на иностранных языках, в основном на французском. Из семнадцати эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», десять, т. е. большая часть, заимствованы из народного творчества. Это не только окружает повесть Пушкина особой атмосферой народности, но и вполне соответствует ее содержанию. Фольклорные эпиграфы представлены в повести через народные песни или пословицы. Некоторыми эпиграфами Пушкин стремился подчеркнуть эпоху, о которой идет повествование. Для наиболее верного художественного воссоздания изображаемой эпохи Пушкин наряду с историческими документами использует те произведения художественной литературы XVIII века, в которых в большей или меньшей степени отразилась жизнь того времени. Специфически-литературная атмосфера XVIII века сообщается Пушкиным повести посредством эпиграфов к отдельным главам, взятых из комедий Княжнина, Фонвизина, Хераскова. Есть эпиграфы, которые носят явно сатирический характер. Например, перед главой «Поединок» дана цитата из Княжнина: «Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!» Этот эпиграф с легким оттенком юмора сводит на нет всю драматичность предстоящей дуэли между Гриневым и Швабриным, а Пушкин как бы посмеивается над юношеской несдержанностью своего героя. Большинство эпиграфов помогают раскрытию характеров героев повести. В мягких юмористических тонах показаны образы капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. К главе, в которой они впервые предстают перед читателем, дан эпиграф из «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка». При помощи эпиграфов очень тонко оттеняется характер Маши Мироновой. К главам, в которых тема Маши развертывается с наибольшей силой, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века. Очень своеобразны эпиграфы, данные к главам о Пугачеве. Вот один из них, взятый из произведений Сумарокова: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп». Этот эпиграф не только дает полное представление о характере Пугачева, но также помогает понять, в каком настроении он находится на момент повествования. Безусловно, особое внимание стоит уделить эпиграфу, данному ко всей повести: «Береги честь смолоду». Этот эпиграф становится камертоном, на который настраивается все повествование. В нем заключены основная идея и смысл всей повести, та главная мысль, которую хотел донести до читателей Пушкин. Каждый герой повести проходит через испытания, которые и показывают, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет. Стоит также отметить, что каждый эпиграф как бы предваряет то действие, о котором будет рассказываться в главе. Все они настраивают читателя на события или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность последующему повествованию. Например, к главе «Крепость» дан эпиграф из солдатской песни: «Мы в фортеции живем, хлеб едим и воду пьем», и становится понятно, что рассказ пойдет о жизни крепости и ее обитателях. Глава «Пугачевщина» начинается эпиграфом: «Вы, ребятушки, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать». Этот эпиграф настраивает читателя на предстоящее знакомство с неким историческим фактом, рассказанным по свидетельству очевидцев. К главе «Сирота» дан эпиграф: «Как у нашей у яблоньки ни верхушки нет, ни отросточек». Таким образом, каждый эпиграф к повести «Капитанская дочка» несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, о котором идет повествование, но также разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина. Система персонажей. Гринёв Пётр Андреевич: Гринёв Пётр Андреевич (Петруша)-главный герой Капитанской дочки Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени ведётся повествование. С большей разносторонностью и широтой нарисован Пушкиным образ Гринева-сына. Если в лице Гринева-отца перед нами с самого начала предстает человек с уже вполне сложившимся и окончательно установившимся характером, то характер молодого, шестнадцатилетнего юноши, Петра Андреевича Гринева, замечательно показан Пушкиным в его движении, развитии. Поначалу Петруша - беспечный и легкомысленный помещичий сынок, бездельник-недоросль, мечтающий о легкой, исполненной всяческих удовольствий жизни столичного гвардейского офицера. Все эти черты его характера наглядно выступают в эпизоде встречи в Симбирске с гусарским офицером Зуриным и в обращении, в связи с этим, с преданным ему не за страх, а за совесть Савельичем. Подражая взрослым, он грубо и несправедливо ставит Савельича на «подобающее», как это ему кажется, место крепостного слуги, раба. «Я твой господин, а ты мой слуга… советую не умничать и делать то, что тебе приказывают»,- говорит он Савельичу. Но в этом же эпизоде сказываются и хорошие стороны натуры молодого Гринева. Он кричит на Савельича и в то же время сознает, что кругом неправ и ему глубоко «жаль бедного старика». Через некоторое время он просит у него прощения. В Петруше Гриневе как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с большой внутренней честностью, прямотой, смелостью - качества, которые мы уже видели в его отце и которые последний еще более укрепил в нем своим твердым прощальным напутствием: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Присущая Петруше доброта проявилась и в щедром подарке вожатому заячьего тулупа - случай, который неожиданно сыгран такую решающую роль во всей его дальнейшей судьбе,-и в острой жалости к несчастному, зверски изуродованному царским «правосудием» башкирцу. Его доброта проявилась и во многом другом; например, в том, как он бросился на выручку захваченному в плен Савельичу. Глубина натуры Петруши Гринева сказалась в том большом и чистом чувстве, которое возникло в нем на всю жизнь к Маше Мироновой,- чувстве, ради которого он готов был пойти на любую опасность, на любую жертву. Всем своим поведением в Белогорской крепости и позднее Петр Андреевич Гринев доказал свою верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью, как бы ни было самое понятие чести и долга определено и ограничено его классовыми, дворянскими предрассудками. Хорошие черты и задатки, свойственные натуре Петру Гринева, окрепли, закалились и окончательно восторжествовали под действием той суровой жизненной школы, и которую отдал его отец, послав вместо Петербурга и гвардии на глухую степную окраину. Здесь под влиянием больших исторических событий, грандиозного крестьянского восстания сообщилось его душе «сильное и благое потрясение». Эти же события, участником которых он стал, не позволили ему, по его собственным словам, после испытанных больших личных огорчений - отказа отца дать разрешение на брак с Машей Мироновой - пасть духом и опуститься. Вследствие своих дворянских понятий Петр Гринев не только не смог перейти на сторону крестьянского восстания, но и отнесся к нему резко отрицательно и даже, считая это своим воинским долгом и выполнением заветов отца, активно боролся с ним. Но тем замечательнее несомненное и большое сочувствие Гринева к главе восстания Пугачеву, сочувствие, которое было вызвано не только признательностью за все то, что Пугачев для него сделал, но и прямой, непосредственной симпатией к этому сильному, смелому, незаурядному человеку из народа. Алексей Иванович Швабрин: Является полной противоположностью честному и прямому Гринёву. Верный своему методу «поэта действительности» художника-реалиста, Пушкин не лишает Швабрина известных положительных черт. Он образован, умен, наблюдателен, остер на язык, интересный собеседник. Но ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы увидеть, наконец, человеческое лицо. Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя. Мария Миронова: Главная героиня повести. Это застенчивая, скромная, с непримечательной внешностью девушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною дурочкою». Однако постепенно между Петром Гриневым и капитанской дочкой возникает взаимная симпатия, переросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу, искренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою со Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжелого ранения, полученного Гриневым на дуэли. Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно ломание, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»). К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из русских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова. Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации, служит одним из средств поэтизации образа Маши Мироновой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее близость к народу. Маша — небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери — «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!». Дочь коменданта воспитана в строгости, послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Гринева против брака сына с нею, Маша расстроена, но смиряется с решением родителей любимого: «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родительского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия». Испытания, выпавшие на долю девушки, воспитывают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой, потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоровны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынуждает ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утратив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша решается ехать в Петербург и самостоятельно составляет план действий, чтобы восстановить справедливость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по характеру и социальному положению. Миронов Иван Кузьмич: Комендант Белогорской крепости, в которой и происходят события повести. Главный герой повести – молодой дворянин Петр Андреевич Гринев - первый раз видит коменданта на следующий день после своего приезда в Белогорскую крепость, отдающего команды взводу инвалидов. Дом коменданта был деревянным и был выстроен на высоком месте близ деревянной церкви. Когда Петруша Гринев ехал на место службы в Белогорскую крепость, он представлял своего будущего начальника «строгим и сердитым стариком, не знающим ничего кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать под арест на хлеб и воду». На самом деле он оказался бодрым стариком высокого роста. На нем был колпак, китайчатый халат – одет Иван Кузьмич был по-домашнему. При первой встрече он ласково обошелся с поступившим к нему на службу офицером Петром Гриневым. Под началом капитана Миронова в крепости было около двадцати инвалидов, и проштрафившиеся офицеры, сосланные сюда за «неприличные гвардии офицеру поступки». Иван Кузьмич усердно «учил солдатушек», хотя, как сказала его супруга Василиса Егоровна: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь…». Когда он услышал об угрозе нападения на крепость башкирцев, он храбро сказал: «Небось, на нас не сунутся; а сунутся, так я такую задам острастку, что лет на десять угомоню». Может быть, он искренне так считал, имея мужественный характер, а, может, храбрился для того, чтобы поддерживать боевой дух своего войска и успокоить жителей крепости, особенно женщин. Капитан Миронов – человек в летах, всю свою жизнь отдавший военной службе. Тем не менее, мы видим, что он, несмотря на долгую, верную службу, остается всего-навсего комендантом крепости в глухом углу. Почему же Миронов дослужился только до капитанской должности и больше не продвигался по службе? Наверное, не умел льстить начальству, был скромен, прямодушен и правдив, не умел врать и совершать подлые поступки. Всеми делами крепости заправляла супруга коменданта Василиса Егоровна, так как считала, что супруги – это едина душа, едина плоть, а комендант иногда не знал, как поступить и, в основном, соглашался с ней в ее решениях, доверял ей. Она наказывала и мирила солдатушек, по-матерински выговаривала и воспитывала их, так как во все вникала, все обо всех знала. Однако, несмотря на то, что Иван Кузьмич очень уважал свою супругу, он ни за что на свете не открыл бы ей служебной тайны. Так, он, выпроводив женщин из дома, быстро собрал совещание по поводу полученного от генерала письма, в котором сообщалось, что убежавший из-под караула донской казак Емельян Пугачев принял на себя имя покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку и разорил уже несколько крепостей. Комендант принимает решение учредить караулы и ночные дозоры, запереть ворота, осмотреть и вычистить пушку, до времени хранить все в тайне. В случае нападения вывести солдат, которых было 130 человек, не считая казаков, на которых «плоха надежда». Это все, что они могли сделать для защиты крепости. Сразу видно, что к войне всерьез не готовились, опасности для себя не предвидели, может быть потому, что надеялись на то, что более укрепленные крепости остановят противника. Это послужило одной из причин падения крепости под натиском Пугачева. И вот крепость окружена, гарнизон стоит в ружье. Комендант расхаживает перед строем. Близость опасности воодушевляла старого воина. Изменники из казаков прискакали от Пугачева и бросили в крепость письмо, в котором призывали сдаться. Его вручили коменданту. Иван Кузьмич прочел его про себя и разорвал в клочки. «Теперь стойте крепко», - сказал комендант – «будет приступ». А немного погодя сказал: «Ну, ребята, отворяй ворота, бей в барабан. Вперед! На вылазку! За мною!» Капитан Миронов ободрял своих воинов, говорил им, что Пугачев не возьмет так просто крепость. Но оробелый гарнизон не тронулся, не бросился вслед за своим комендантом. "Что ж вы, детушки, стоите?" - закричал Иван Кузьмич. - "Умирать, так умирать: дело служивое!" Мятежники ворвались, гарнизон бросили ружья, крепость была захвачена. От коменданта, раненного в голову, требовали ключи. Пугачев важно восседает на своем «троне» около дома коменданта, совершает суд. Как же ведет себя попавший в плен капитан Миронов по отношению к Пугачеву? Комендант отказался признать в нем царя. «Ты мне не государь, ты вор и самозванец», - заявляет Иван Кузьмич. Пугачев махнул платком, и старого капитана потащили к виселице. Василиса Егоровна, взглянув на виселицу, узнала своего мужа и закричала: «Злодеи! Что вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пуля турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Капитан Миронов предпочел смерть предательству. Ведь он не дослужился до высоких чинов, не получил многого за свою верную службу, но до конца остался верен воинской присяге на верность своему государю, Миронов – идеал верного сына Отечества, который служит ей, ничего не желая для себя и готов отдать за нее свою жизнь. Василиса Егоровна Миронова: Жена капитана Миронова в ее образе автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую. С Василисой Егоровной мы знакомимся одновременно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: “У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...”. И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: “Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка”. Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувствовала над ним превосходство. До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и своего мужа, одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Егоровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: “— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать”. Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Василиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома “растрепанную и раздетую донага”, Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: “Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу”. Так вместе они и погибли. Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич: Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего – дворового. «Савельич – чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей – современников Пушкина. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич – раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельнче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права. Пугачёв (Пугач, Емелька): в "Капитанской дочке" похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему. Пугачев – хороший военный организатор. Он из простых людей-бунтовщиков сделал настоящих воинов, собрал целую армию, которая ни перед чем не остановится. Пугачев участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже - в русско-турецкой войне, где приобрел богатый боевой опыт. Трусливый народ сделался перед Пугачевым, целовал распятие и кланялся самозванцу. Хотя подобные действия народа можно понять, потому что люди хотели выжить и поэтому подчинялись мятежнику. Смелые люди (Гринев, капитан Миронов, жена Миронова) не хотели сдаваться, говорили негодяю всю правду, всю свою ненависть ему в лицо, они не боялись смерти и предпочитали смерть, чем преклонятся перед Пугачёвым. Но всё–таки большинство народа ненавидело Пугачёва, потому что мятежник разорял деревни, убивал и не щадил никого. Качества Пугачева позволявшие встать ему во главе восстания, - это смелость, отвага, хитрость, ненависть и военный талант. Пугачев был, смел, он не боялся ни властей, ни народа, никого. Он обладал отвагой при захвате крепостей, городов. Хитрость ему помогала выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Петра III, для того чтобы легче было начать восстание. Ненависть Пугачева вызвана жестокостью со стороны царских властей, и это также послужило поводом для бунта. О военном таланте сказано выше. Но Пугачев не только разбойник, захватывающий земли, но и великодушный, справедливый человек, который не забывает добрые дела. Это доказывает поступок, когда он не повесил Гринева, но еще и отпустил его: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь» опять же справедливость Пугачева написана в отрывке, где он отпускает и благословляет Гринева и Машу: «… Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!» Речь Пугачева, как дорожника была усыпана загадками, пословицами. По его речи был виден простой человек: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». Речь Пугачева, как бунтовщика была важной и царской: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?.. Присягай, - сказал ему Пугачев, - государю Петру Федоровичу!» Он говорил, кА государь страны величаво и гордо: «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, - продолжал он, - но я помиловал тебя за твою добродетель…» Здесь от речи дорожника и следа уже нет. Екатерина II: Черты духовного облика Екатерины нашли отражение в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". В образе Екатерины II воплотилась мечта гениального русского писателя о подлинно человеческих отношениях. Именно то, что "в Екатерине II, по повести Пушкина, наряду с императрицею живет дама средних лет, гуляющая по парку с собачкой, - подчеркивает Ю. М. Лотман, - позволило ей проявить человечность. "Императрица не может его (Гринева) простить, - говорит Екатерина II Маше Мироновой. Однако она - не только императрица, но и человек, и это спасает героя" В эпизоде, который условно можно назвать "Встреча Маши Мироновой с Екатериной II", Пушкин лаконично и вместе с тем выразительно описывает внешность Екатерины, ее поведение, особенности характера, стиль разговора и манеру общения. В повести Пушкина, как и на портрете Боровиковского, перед нами предстает дама средних лет ("лет сорока", - пишет автор), в домашнем наряде - "в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке", гуляющая по саду с собачкой. Пушкин вводит в эпизод описание пейзажа, которое близко тому пейзажному фону, на котором изображена Екатерина II в картине Боровиковского: пожелтевшие липы, кустарники, широкое озеро, прекрасный луг, "где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева". У Екатерины "полное и румяное" лицо, "приятное и спокойное", выражающее "нежность и спокойствие", с голубыми глазами и легкой улыбкой. Писатель подчеркивает приятный и ласковый голос императрицы, ее привлекающую симпатии манеру общения и разговора: она первая прервала молчание, разговорилась с Машей; говорила ласково, с улыбкой, "подняла и поцеловала", "обласкала бедную сироту", обещала позаботиться о ее будущем. Пушкин раскрывает особенности характера Екатерины, подчеркивает неоднозначность ее образа: она может быть строгой, холодной, когда дело касается ее врагов, вспыльчивой при виде несогласия, противоречия ее словам и мнению (как она "вспыхнула", когда Маша не согласилась с тем, что Гринев "безнравственный и вредный негодяй", примкнувший к Пугачеву!). Вместе с тем в ней доминируют, и это подчеркивает Пушкин, такие черты характера, как, отзывчивость, милосердие, умение быть благодарной ("...я в долгу перед дочерью капитана Миронова... Я беру на себя устроить ваше состояние"). Писатель отмечает простоту Екатерины II (императрица вняла сироте, дочери простого коменданта далекой крепости), ее готовность помочь бедной девушке и Гриневу, внимательность (внимательно выслушала Машу, поняла ее, отправила домой не пешком, а в придворной карете). В этом эпизоде повести Пушкин открыто выражает свое отношение к Екатерине: "...голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую", "Все привлекало сердце и внушало доверенность", - пишет он. Самый стиль описания, спокойная манера повествования, лексика, избираемая писателем, подчеркивают его отношение к Екатерине II: не единожды употреблены такие слова, как "улыбка" (трижды), "приятный" (голос, лицо), "ласковый" (голос), "ласково" (обратилась), "обласкав" (бедную сироту). Некоторые исследователи считали, что такое изображение Екатерины II - человеческое, а не "условно одическое" связано со стремлением "снизить" ее образ, более того, "разоблачить" ее как недостойную своего государственного предназначения правительницу. Представляется более справедливой точка зрения Ю. М. Лотмана, который убежден в том, что в Екатерине II воплощена пушкинская мечта о подлинно человеческих отношениях, способности монарха подняться над жестоким веком, "сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей".Подобное изображение Екатерины II в повести "Капитанская дочка" связано с мировоззрением позднего Пушкина, который считал важнейшими качествами монарха умение быть милостивым, милосердным (не случайно, что тема милосердия - одна из основных в творчестве Пушкина последних лет, а также быть простым в отношениях с людьми (человеческая простота, по его мнению, составляет основу величия). В основе изображения А. С. Пушкиным образа Екатерины II в повести лежит мечта гениального русского писателя о таком государственном строе, который был бы основан на человеческих отношениях, и о такой политике, которая, как точно определяет Ю. М. Лотман, "возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность". Автор: В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая. Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией. Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев ведет себя по желанию автора. Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева. Образ стихии в романе. Образ метели в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина многозначен и выполняет несколько функций: Является завязкой действия, потому что здесь рисуется первая встреча Гринёва с Пугачёвым, человеком, который впоследствии сыграет решающую роль в его судьбе. «Буран был причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев, определившая их дальнейшие взаимоотношения. Пейзаж выступает как одно из средств построения сюжета». Знакомит нас с одним из главных персонажей произведения – будущим руководителем народного восстания. Сначала, «читая страницы, где идет описание метели, мы не замечаем в этом природном явлении ничего символического – метели в этой местности явление обычное. Но позже, когда нам становится понятно, что этим человеком был Пугачев и мы мысленно возвращаемся к событиям метели, то становится ясней ясного, что метель – грозное проявление стихии природы – символ, выражающий и могучую стихию народного мятежа, народного восстания, бунта. Вот почему именно из метели появляется Пугачев и почему он стоит, в отличие от дворянина Гринева, “на твердой полосе”». «Пейзаж в романе не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый – единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом. Он стоял на твердой полосе и нашел дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в “мутном кружении метели”. Снежная буря, во время которой возникает перед Гриневым фигура вожатого (Пугачева), как бы символизирует в предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнет Гринева с Пугачевым, на этот раз вожатым народа, вождем крестьянской революции». Есть и религиозная точка зрения на роль бурана в «Капитанской дочке». «Метель символизирует земную жизнь человека, управляемую Небом ("небо слилося с землею"), символизирует Историю, которая не считается с нашей волей. Всякое блуждание в поисках пути, будет бессмысленным, а решимость предать "себя Божией воле" укажет путь». Роман в оценке русской критики. «Капитанская дочка» появилась 22 декабря 1836 года в четвёртом номере пушкинского «Современника». Один из первых отзывов, написанных после публикации повести, принадлежит В. Ф. Одоевскому и датируется приблизительно 26 декабря того же года. «Вы знаете всё, что я об Вас думаю и к Вам чувствую,- пишет Одоевский Пушкину, - но вот критика не в художественном ,но в читательском отношении: Пугачёв слишком скоро после того, как о нём в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто – читатель не имеет права побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже взята». По-видимому, Одоевского поразила лаконичность повествования, неожиданность и быстрота сюжетных поворотов, композиционная динамичность, не свойственные, как правило, историческим произведением того времени, Одоевский высоко оценил образ Савельича, назвав его «самым трагическим лицом». Пугачёв, с его точки зрения, «чудесен, она нарисован мастерски, Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачёва. | |
|
Всего комментариев: 0 | |