
Главная » 2015 Март 5 » Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
14:46 Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". | |
Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини. Близость к народной жизни как основа нравственного совершенства героини.
Цели урока: образовательная: проанализировать образ Татьяны как нравственный и эстетический идеал поэта; показать искренность ее чувств, глубину и благородство ее натуры; понять тип личности Татьяны, ее принципы; развивающая: развивать навыки работы над художественным текстом; формировать познавательную и социальную компетентности; воспитательная: содействовать формированию и воспитанию высоких нравственных идеалов. Тип урока: комбинированный. Ход урока. І. Организационный момент. ІІ. Мотивация. Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же. В.Г.Белинский. ІІІ. Сообщение, представление темы, цели, задач урока и ожидаемых результатов. Слово учителя. Две фигуры на протяжении всего романа владеют нашим интересом: Онегин и Татьяна. Если в образе Онегина главное- духовная эволюция героя, его искания, выяснение трагического итога его жизненного пути, то в образе Татьяны воплощен нравственный и эстетический идеал Пушкина. Наша задача: понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы, выяснить, почему Татьяна для Пушкина – «милый идеал»? Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ? ІV. Восприятие материала по теме урока. 1. Предоставление необходимой информации. (Метод «Микрофон»: учащиеся делают сообщения о том, кто был прообразом Татьяны Лариной.) 2. Интерактивные упражнения – центральная часть занятия. Цель – практическое усвоение материала, достижение поставленных целей урока. Задание первой творческой группе: Доказать, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и юности. В какой социальной среде прошло детство Татьяны? Как характеризует автор семью Лариных? Какими словами рисует автор одиночество Татьяны в семье? Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними? Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня? Какое значение имели для нее книги? Что она читала? Охарактеризовать отношение Татьяны к крепостным в их имении и крепостных к ней. Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и юности? Создать ассоциативные рисунки. Задание второй творческой группе: Докажите правильность пушкинского определения «Татьяна – русская душою…» примерами из текста. В чем проявилась близость к народному, русскому во взглядах Татьяны? Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини? Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и народным обычаям. Проанализировать сон и именины Татьяны. Как раскрывается суть ее души, ее внутренний мир в этих эпизодах романа? Скомпоновать факты и проанализировать выражения, в которых автор говорит о близости Татьяны ко всему народному и русскому. Задание третьей творческой группе: Докажите примерами из текста правильность пушкинского определения «… любит без искусства», «…кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя…». Подытоживая душевную жизнь Татьяны в годы ее юности, Белинский пишет: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению? Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина? Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян (и Ленского в том числе) Как характеризует героиню ее письмо к Онегину? Как понимать пушкинские строки: письмо проникнуто «умом и волею живой» «и сердцем пламенным и нежным»? Проанализировать эту сцену. Честен ли был жестокий приговор Онегина? Как воспринимает его Татьяна? Как объяснение с Онегиным определяет дальнейшую жизнь Татьяны? Когда наступил новый этап внутренней жизни Татьяны? Как понимать слова Пушкина: «…и ей открылся мир иной»? Что помогли ей сохранить любовь к Онегину? Задание четвертой группе: Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов: Кто прежней Тани, бедной Тани Теперь в княгине б не узнал! Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте? В чем изменилась Татьяна? В каких словах и выражениях, из чего в ее поведении видно, что «равнодушная княгиня» осталась прежней Таней? Охарактеризовать поведение Татьяны, когда она читает письмо к Онегину. Какие черты прежней Тани угадываются в ней? Что угнетает Татьяну в светской жизни? Докажите примерами из текста, что недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. Как характеризуют Татьяну слова: Я вас люблю (к чему лукавить), Но я другому отдана; И буду век ему верна. * Почему отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему его любит? 3. Проблемный вопрос: Трагична ли судьба Татьяны? В чем ее трагедия? (в сравнении с трагедией Онегина) 4. Творческое задание. - Попробуйте сделать записи в дневник Татьяны. 5. Чтение учащимися выполненных работ. 6. Выразительное чтение «Письма Татьяны к Онегину». 7. Проектная деятельность (защита тремя учащимися презентации «Образ Татьяны в романе». См. презентацию. 8. Заключительное слово учителя. Образ Татьяны возрастает в своем значении на протяжении художественного времени романа. В глубине души Татьяна осталась прежней русской женщиной, готовой и сейчас променять «ветошь маскарада» на сельское уединение. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на «ярмарку невест», пережить крушение своих идеалов. Ей представился случай в московских и петербургских салонах и балах внимательно изучить людей вроде Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна – та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Только теперь, когда мы просмотрели и осмыслили путь Татьяны, нам ясны и понятны эти черты ее облика. Это типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту. V. Рефлексия (Подведение итогов работы, оценивание результатов урока.) Цель – осмысление того, что было сделано на уроке, выяснение того, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на уроке в будущем. Ученики высказывают свои впечатления о сегодняшнем уроке. VІ. Домашнее задание. 1. Задание творческого характера: составить текст рекламного ролика к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 2. Индивидуальное задание трем учащимся: подготовить сообщения: а) образ автора в романе; б) роль пейзажа в романе. 3. Выучить наизусть отрывок. 4. Выучить наизусть отрывок из романа. | |
|
Всего комментариев: 0 | |