Главная » 2015 » Март » 5 » Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
14:46
Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
Тема. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный и эстетический идеал поэта. Цельность характера героини. Близость к народной жизни как основа нравственного совершенства героини.

Цели урока:

образовательная: проанализировать образ Татьяны как нравственный и эстетический идеал поэта; показать искренность ее чувств, глубину и благородство ее натуры; понять тип личности Татьяны, ее принципы;

развивающая: развивать навыки работы над художественным текстом; формировать познавательную и социальную компетентности;

воспитательная: содействовать формированию и воспитанию высоких нравственных идеалов.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация.

Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь ее проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюбленная, простая деревенская девушка, потом светская дама, Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же.

В.Г.Белинский.

ІІІ. Сообщение, представление темы, цели, задач урока и ожидаемых результатов.

Слово учителя.

Две фигуры на протяжении всего романа владеют нашим интересом: Онегин и Татьяна. Если в образе Онегина главное- духовная эволюция героя, его искания, выяснение трагического итога его жизненного пути, то в образе Татьяны воплощен нравственный и эстетический идеал Пушкина.

Наша задача: понять тип личности Татьяны, ее нравственный принципы, выяснить, почему Татьяна для Пушкина – «милый идеал»? Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотою нарисовал этот образ?

ІV. Восприятие материала по теме урока.

1. Предоставление необходимой информации.

(Метод «Микрофон»: учащиеся делают сообщения о том, кто был прообразом Татьяны Лариной.)

2. Интерактивные упражнения – центральная часть занятия.

Цель – практическое усвоение материала, достижение поставленных целей урока.

Задание первой творческой группе:

Доказать, что истоки нравственности героини начинаются в детстве и юности.

В какой социальной среде прошло детство Татьяны?
Как характеризует автор семью Лариных?
Какими словами рисует автор одиночество Татьяны в семье?
Есть ли у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?
Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?
Какое значение имели для нее книги? Что она читала?
Охарактеризовать отношение Татьяны к крепостным в их имении и крепостных к ней.
Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и юности?
Создать ассоциативные рисунки.

Задание второй творческой группе:

Докажите правильность пушкинского определения «Татьяна – русская душою…» примерами из текста.

В чем проявилась близость к народному, русскому во взглядах Татьяны?
Как объясняет Пушкин выбор имени для своей героини?
Охарактеризовать отношение Татьяны к родной природе и народным обычаям.
Проанализировать сон и именины Татьяны. Как раскрывается суть ее души, ее внутренний мир в этих эпизодах романа? Скомпоновать факты и проанализировать выражения, в которых автор говорит о близости Татьяны ко всему народному и русскому.

Задание третьей творческой группе:

Докажите примерами из текста правильность пушкинского определения «… любит без искусства», «…кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя…».

Подытоживая душевную жизнь Татьяны в годы ее юности, Белинский пишет: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?
Где и когда Татьяна впервые увидела Онегина?
Почему она не полюбила никого из окружавших ее дворян (и Ленского в том числе)
Как характеризует героиню ее письмо к Онегину?
Как понимать пушкинские строки: письмо проникнуто «умом и волею живой» «и сердцем пламенным и нежным»?
Проанализировать эту сцену. Честен ли был жестокий приговор Онегина? Как воспринимает его Татьяна?
Как объяснение с Онегиным определяет дальнейшую жизнь Татьяны?
Когда наступил новый этап внутренней жизни Татьяны?
Как понимать слова Пушкина: «…и ей открылся мир иной»?
Что помогли ей сохранить любовь к Онегину?

Задание четвертой группе:

Доказать примерами из текста справедливость пушкинских слов:

Кто прежней Тани, бедной Тани

Теперь в княгине б не узнал!

Какою описывает Пушкин Татьяну на светском рауте?
В чем изменилась Татьяна?
В каких словах и выражениях, из чего в ее поведении видно, что «равнодушная княгиня» осталась прежней Таней?
Охарактеризовать поведение Татьяны, когда она читает письмо к Онегину. Какие черты прежней Тани угадываются в ней?
Что угнетает Татьяну в светской жизни?
Докажите примерами из текста, что недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей.
Как характеризуют Татьяну слова:

Я вас люблю (к чему лукавить),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

* Почему отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему его любит?

3. Проблемный вопрос:

Трагична ли судьба Татьяны? В чем ее трагедия? (в сравнении с трагедией Онегина)

4. Творческое задание.

- Попробуйте сделать записи в дневник Татьяны.

5. Чтение учащимися выполненных работ.

6. Выразительное чтение «Письма Татьяны к Онегину».

7. Проектная деятельность (защита тремя учащимися презентации «Образ Татьяны в романе». См. презентацию.

8. Заключительное слово учителя.

Образ Татьяны возрастает в своем значении на протяжении художественного времени романа. В глубине души Татьяна осталась прежней русской женщиной, готовой и сейчас променять «ветошь маскарада» на сельское уединение. Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на «ярмарку невест», пережить крушение своих идеалов. Ей представился случай в московских и петербургских салонах и балах внимательно изучить людей вроде Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна – та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь.

Только теперь, когда мы просмотрели и осмыслили путь Татьяны, нам ясны и понятны эти черты ее облика. Это типичные черты русского национального характера: простота, живая воля, ум, пламенное и нежное сердце, доверчивость, вера в избранную мечту.

V. Рефлексия (Подведение итогов работы, оценивание результатов урока.)

Цель – осмысление того, что было сделано на уроке, выяснение того, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное на уроке в будущем.

Ученики высказывают свои впечатления о сегодняшнем уроке.

VІ. Домашнее задание.

1. Задание творческого характера: составить текст рекламного ролика к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

2. Индивидуальное задание трем учащимся: подготовить сообщения:

а) образ автора в романе;

б) роль пейзажа в романе.

3. Выучить наизусть отрывок.

4. Выучить наизусть отрывок из романа.
Категория: Анализ | Просмотров: 499 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar